Орден Мужества – за спасение товарищей. Раненный осколками снаряда Денис Цыганок выполнил приказ

23 ноября 2019
Автор: Юлия Сидарюк

Под шквальным огнем ваххабитов Денис полз по-пластунски, стараясь незаметно переместиться к следующему укрытию, но не успел. Совсем рядом разорвался снаряд подствольного гранатомета. Разведчик упал. Осколками обожгло спину, ногу, руку… Пребывая в состоянии шока, боли Денис не чувствовал. Наскоро забинтовавшись, приступил к погрузке в БТР тяжелораненых бойцов.

Будущий обладатель ордена Мужества муравленковец Денис Цыганок родился в городе-герое Мурманске. Когда мальчишке было четырнадцать, семья переехала в Краснодарский край. Поселились на восточном побережье Азовского моря, в городе Приморско-Ахтарске. Оттуда уже в 1997-м Денис ушел в армию, к которой был вполне готов.

– На тот момент я серьезно увлекался спортом, – вспоминает сегодня Денис Геннадьевич. – Занимался тяжелой атлетикой, гимнастикой, рукопашным боем. У меня было по две тренировки в день.

В армии попал во внутренние войска. Служил совсем недалеко от дома, в Ставрополье. После курса молодого бойца был принят в разведроту того же полка. Так началась его служба Отечеству.

Первой трехмесячной командировкой Дениса на Северный Кавказ стала поездка в 1998 году в дагестанский Кизляр. Передохнув на постоянном месте дислокации, через три месяца выехали на границу Дагестана и Чечни. В сентябре 1999 года вторгшиеся в Дагестан боевики захватили село Новолакское и другие населенные пункты района. Именно там, в боях за Новолакское, Денис Цыганок получил ранения и был награжден орденом Мужества.

Спасение танкистов

– За два-три дня до ранения мое разведотделение заняло высоту. Оттуда мы с ребятами наблюдали за селом Новолакским, где находилось более трех тысяч боевиков. Осматривали прилегающую территорию, чтобы понять, в каком месте могут проникнуть боевики, где они могут располагаться. В общем, занимались своей разведывательной работой. Тем временем наше командование приняло решение о наступлении войск на село, полностью захваченное боевиками, – вспоминает Денис Геннадьевич события 20-летней давности. – Запустили первый танк. Он подъехал к домам на окраине и тут же был взорван. На этом наступление остановилось. Стало понятно, что боевики очень плотно засели, хорошо подготовлены и оснащены. Силами пехоты и наземной техники выбить их невозможно. Поэтому после нескольких наших безуспешных попыток отбить село его с воздуха атаковали самолеты и вертолеты.
Но вернемся к танку. В нем еще оставались живые – командир, водитель и один боец, которые вышли на связь. Разведотделение нашего героя в этот момент находилось на одном уровне высоты с подбитым танком, остальные подразделения не могли приблизиться к нему без потерь.

– Мы же накануне заняли позицию в лесу. Получив от командира разведроты приказ вытащить из танка всех, кто там остался, мы незаметно подобрались к нему – под прикрытием растительности, кустов. Только когда до него оставалось метров двадцать, пришлось идти по открытой местности. Но с этой стороны боевики нас не ждали и среагировать не успели. Точно знаю, что за спасение выживших в том танке бойцов начальник нашей разведки был представлен к награде – ему было присвоено звание Героя России, – рассказывает Денис Геннадьевич.

А вокруг рвались снаряды...

Несколько дней подряд под непрекращающимся шквальным огнем командир отделения разведчиков Денис Цыганок помогал переносить тяжелораненых товарищей в боевые машины, вывозившие их из зоны огня. Даже в день, когда его ранило осколками снаряда, Денис помогал отправлять «тяжелых», среди которых был командир полка. Так получилось, что сам нуждающийся в медицинской помощи разведчик сопровождал переполненный ранеными БТР в тыл.

– Командовал, куда ехать. Решал, как выводить машину. Как разведчик, я лучше других знал местность. Высота была окружена боевиками с трех сторон. Наша задача осложнялась тем, что по сопке проходила труба центрального газопровода достаточно большого диаметра. В местах, где она поднималась кверху, можно было проехать. Но в тех условиях нам было не до поисков выезда, и я скомандовал водителю, чтобы разгонялся и перепрыгивал. Предназначенная для подобных действий техника справилась отлично. Тем временем со всех сторон свистели и разрывались снаряды... В том БТР было человек двадцать тяжелораненых, впоследствии все они были награждены, в том числе и командир полка. Он видел всё. Предполагаю, поэтому принял решение о моем награждении орденом Мужества, – делится Денис Геннадьевич.
С множественными осколочными ранениями Денис попал сначала в госпиталь Махачкалы, потом был переведен в Центральный клинический госпиталь внутренних войск в Москве. Основную часть осколков извлекли врачи, более мелкие выходили из его тела еще полтора-два года.

– Пока лечился в госпитале, срок моей службы подошел к концу. Сомнений в выборе профессии как-то и не возникало. В декабре 2000 года устроился во вневедомственную охрану Муравленко. Начинал стажером, был милиционером-водителем, старшим в группе задержания пульта централизованной охраны, – говорит наш герой. Сегодня прапорщик Денис Цыганок несет службу в Муравленковском отделе вневедомственной охраны войск Росгвардии. Главная его отличительная черта – скромность.

– Есть люди, которые принимали такое же участие в тех же событиях, просто не отмечены наградами. Герои – они всегда среди нас и в мирной жизни, – считает наш земляк.

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер