«Дорогая жена, я пока жив и здоров». Последняя весточка от сапёра Ивана Корепанова

20 ноября 2019
Автор: Ольга Чёрная

«Здравствуй, дорогая жена Шура и также мои любимые детки Раиса, Виктор и Владимир. Шлю я вам горячий привет и крепко целую, дорогая Шура. Я ваше письмо получил. За что сердечно благодарю. Дорогая жена, я пока жив и здоров. Чувствую себя хорошо. Пиши, что у вас есть нового. С приветом, крепко целую вас» – эти строки написаны в июле 1944 года Иваном Корепановым, прадедом преподавателя детской художественной школы Ирины Онищенко. Уже в августе того же года фронтовик погиб. До Победы он не дожил всего год, но за время службы успел проявить себя настоящим героем. Сейчас правнучка по крупицам собирает сведения о нем.

«Мой дедушка Вова, самый младший сын Ивана Корепанова, отца не помнил. Он был еще совсем маленьким, когда тот ушел на войну. Зато бережно хранил всю свою жизнь единственное уцелевшее письмо с фронта, – рассказывает Ирина Онищенко. – Уже после смерти дедушки письмо я забрала себе. Оно очень старое – бумага рассыпается в руках. Долго не решалась его открыть, чтобы прочитать, о чем писал мой прадедушка». Но с помощью поисковиков отряда «Ратибор» ей всё же удалось развернуть исписанный карандашом листок. В письме ничего лишнего, ни слова о войне, зато в каждой строчке чувствуется жгучее желание солдата увидеть своих родных – жену и детей. Но не случилось, и от этого еще больнее.

Лакомство из детства

«Дедушка много рассказывал о том, как было тяжело жить в послевоенные годы. Их маме пришлось в одиночку поднимать троих детей, поэтому она много работала. Не отставали и дети. Владимиру как самому младшему поручали пасти гусей. Птицы казались мальчишке очень большими, так и норовили разбежаться, а ему приходилось постоянно их догонять и, преодолевая страх перед их грозным шипением и шумным хлопаньем размашистых крыльев, прутиком гнать обратно в стаю, – рассказывает Ирина. – Время было голодное. Часто собирали в лесу разную траву, варили и ели ее. Дедушка и потом продолжал так делать – для него это лакомство из детства».
Владимир Иванович рассказывал, что дети тех, кто не вернулся с войны, держались от остальных особняком. Они были обижены, что у кого-то есть отец, а у них его нет.

Дедушка Ирины умер в 2017 году. Он жил в городе Далматово, где на гранитном мемориале в числе погибших фронтовиков высечено имя и его отца. В День памяти и скорби и 9 Мая к мемориалу жители приносят живые цветы. Там же в местном музее сохранилась и единственная фотография прадедушки Ирины. Правнучка бережно собирает факты его биографии и уже многое узнала о том, как он воевал и погиб.

Медаль и ордена

Когда началась Великая Отечественная война, Ивану Корепанову было 35 лет. В семье подрастали трое ребятишек – 12-летняя дочь Раиса, сынишка Виктор четырех лет и младший Владимир – всего двух лет от роду. 29 июля 1941 года Иван Корепанов получил повестку из Далматовского райвоенкомата Челябинской области и отправился на фронт. В августе 1941 года он уже находился в действующей армии и принимал участие в кровопролитных сражениях.

Он был сапером 52-го отдельного гвардейского саперного батальона 47-й стрелковой дивизии, которая участвовала в Сталинградской битве, освобождала Ростовскую, Донецкую, Харьковскую и Волынскую области. Первую свою награду, медаль «За отвагу», Иван Корепанов получил в июле 1943 года за участие в форсировании реки Северский Донец. В наградном документе отмечено:

«Под прицельным огнем противника он вброд через реку переправил строительные материалы для устройства выезда с брода у берега со стороны противника, а также непосредственно принимал участие в приспособленности берега реки для пригодности к эксплуатации».
Наведение понтонных и наплавных переправ, строительство стационарных мостов для переброски тяжелой техники проходило в крайне непростых условиях: налеты вражеской авиации и артиллерийские обстрелы сильно осложняли и тормозили работу понтонно-мостовых бригад. Наиболее тяжелая обстановка сложилась на правом фланге, где противник встретил наступающие советские войска ураганным огнем. Так что можно только представить, насколько это была опасная и трудная задача. Многие отдали жизни на этой переправе, а Иван Корепанов получил легкую контузию. Он остался в строю и продолжил свой боевой путь.

В сентябре 1943 года красноармеец получает вторую награду – орден Отечественной войны II степени за форсирование реки Днепр в районе деревни Диброва. Здесь, как следует из наградного документа, Иван Корепанов был гребцом десантной лодки, на которой на правый берег реки переправлялась 45-миллиметровая пушка. В результате сильного обстрела лодка получила значительные повреждения и начала заполняться водой. Некоторые бойцы были ранены.

«Чтобы пушка, снаряды и раненые не попали в руки противника, товарищ Корепанов повернул лодку обратно, беспрестанно выливая воду из лодки, он доставил пушку со снарядами и пятерых раненых бойцов на свой берег» – так описан подвиг красноармейца.
Последнее задание

В июле 1944 года дивизия, в которой служил Иван Корепанов, принимала участие в боях в составе 1-го Белорусского фронта. Младший сержант Корепанов уже командовал саперным отделением. И опять перед ним и его бойцами стояла задача обеспечить успешное форсирование рек Западный Буг и Висла. В этот период завершалось освобождение Белоруссии и начинались бои за Польшу. Иван Корепанов и здесь проявил мужество и героизм. Его отделение переправило на лодках через Западный Буг несколько десятков ящиков боеприпасов. А в ночь на 15 августа 1944-го при закреплении рубежа на левом берегу Вислы, подвергаясь обстрелу противника, отделение под командованием гвардии младшего сержанта Корепанова установило 250 мин, что позволило закрыть подходы немецким танкам к нашей обороне. За проявленные отвагу и мужество его наградили орденом Славы III степени.

Это были последние бои, в которых принимал участие Иван Андриянович Корепанов. В 1944 году жене Александре прислали извещение о том, что ее муж пропал без вести. Позже пришло еще одно письмо – уже похоронка. Сообщалось, что Иван Корепанов вместе с товарищами не вернулся с боевого задания. Что случилось, никто не знал до тех пор, пока части советских войск не продвинулись дальше по территории Польши.

«Как я слышала от родственников, в письме из части говорилось, что во время выполнения задания солдаты двигались друг за другом – впереди прадедушка, а за ним другие. Тот, что шел посередине, не заметил мину и подорвался, а осколками убило и всех остальных. Это случилось за рекой Вислой, в 40 километрах левее местечка Эмилов. Там их и похоронили», – рассказывает Ирина.

Из всех детей Ивана Корепанова в живых остался только сын Виктор. Живет он в Луганской области на границе с Украиной. Связь с родственниками поддерживают и он, и его дети. Их всех объединяет память о герое семьи –  отце, деде и прадеде Иване Корепанове.

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер