Лина Костенко: «Стереотипы я не признаю»

5 октября 2019
Автор: Татьяна Козарь

В этом году две ученицы учителя русского языка и литературы муравленковского многопрофильного лицея Лины Костенко сдали Единый государственный экзамен на 100 баллов. За качественную подготовку школьников к итоговой аттестации педагог награждена благодарностью губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова. Высокие результаты подопечные Лины Васильевны показывали и в прежние годы. А за всё время работы в лицее на итоговой аттестации ее ребята не получили ни одной неудовлетворительной оценки. В чём секрет успеха?

– Лина Васильевна, как давно вы живете в нашем городе? Откуда приехали на Север?

– Родом я из Калмыкии. В 2001 году с десятилетней дочерью приехала в Муравленко к своим землякам. Сейчас моей дочери Марине 28 лет, живет и работает в Санкт-Петербурге. Экономист по образованию. Она для меня – близкая подруга, надежда и опора. Первое мое образование – медицинское. На родине я работала детской медицинской сестрой.

– Тогда думали, что ваше призвание в этом?

– Нет, просто неосознанно подошла к выбору профессии. Мой учитель русского языка и литературы когда-то сказала: «Лина, ты обязательно придешь в школу и будешь преподавать». Я же тогда была уверена, что этого не случится. Белый халат у меня ассоциировался с чистотой и интеллигентностью. Поэтому в то время выбрала медицину.

– Учились хорошо в школе?

– Отлично. Красные дипломы по окончании и медучилища, и университета. Всегда нравилось учиться. Oчень любила гуманитарные науки –
литературу, историю, русский язык, с большим удовольствием писала сочинения. Могла потратить на это весь выходной. В итоге сдавала не сочинение, а опус на 24 листа.

– Почему ушли из медицины?

– Это случилось в непростые 90-е. Начались массовые сокращения. Через месяц должна была остаться без работы. Зарплаты тогда выплачивали только бюджетникам. В то время – так получилось – мне предложили преподавать валеологию – экспериментальный предмет. Видимо, от судьбы не уйдешь… В том же году поступила на филфак, уже на втором курсе мне доверили преподавать русский язык.

– Крутой поворот. И именно в этой профессии вы реализовали себя. Что в ней для вас самое сложное?

– Одинаково сложно, когда приходят дети, которым нужно очень многое сделать, чтобы достичь положительного результата на итоговой аттестации, и ученики с высоким уровнем интеллекта, у которых высокие требования к самим себе, стало быть, и к преподавателям. И если ты не будешь авторитетом для этих учеников, у тебя не будет ни сотворчества с ними, ни сотрудничества. Мне всегда нравилось работать с одаренными детьми. Кажется, ради них я и пришла в педагогику.

– То есть, вы из тех учителей, у которых всегда есть «любимчики». А как же другие дети?

– Как раз общение с одаренными детьми происходит во внеурочное время. Это написание исследовательских работ, подготовка к олимпиадам, творческим конкурсам. Другим ученикам я тоже уделяю много времени. Рада, что в лицее у моих выпускников не было ни одной двойки по итогам ЕГЭ. А ведь дети приходят к нам со всего города, от разных учителей, с различным уровнем знаний, мотивацией. По сути, за полтора года их необходимо подготовить к итоговой аттестации.

– А если ребенку сложно освоить русский язык?

– Базу должны освоить все. Порог необходимо переступить всем. Аттестат получить. Даже если сложно, это нужно сделать. С теми, кому русский язык трудно дается, организовывается работа в дифференцированных группах.

– А дети ваши усилия оценивают по достоинству? Отдача есть?

– Недавно выпустила очень сложный класс и в плане учебной мотивации, и самоорганизации. На уроки опаздывали регулярно. С этим было очень трудно бороться. Сдали ЕГЭ, а на следующий день я уезжала в отпуск. И когда ко мне подошли двое ребят из этого класса спросить, в котором часу у меня маршрутка, чтобы проводить, я отнеслась к этому с большой долей иронии. Как же они встанут в шесть утра, если и к девяти с трудом собирались всё время, пока учились? Была уверена, что проспят. Провожать меня к автобусу пришел почти весь класс. Пели песни, обнимались, плакали.

– Учитель Лина Костенко – какая?

– Стереотипы я не признаю. Учитель должен быть самобытным, индивидуальным – личностью. Кстати, никогда не навязываю детям только школьную программу. Иногда предлагаю альтернативу. Например, вместо «Преступления и наказания» рекомендую прочесть современный аналог – «Ф.М.» Бориса Акунина. Это даже некая хитрость. Потому как ребенок, который прочтет Акунина, вынужден будет обратиться к «Преступлению и наказанию». Это и есть свобода, которую ты позволяешь и детям, и себе.

– Поэтому вам нравятся дети, которые идут нестандартным путем?

– Я просто счастлива, что была знакома с такими. И мне нравится, что все они, мои «звездные» дети – Аня Юханова, Настя Пархоменко, Даша Чалая, Тоня Исмаилова, Лиза Лыкова, стобалльницы этого года – Алёна Крыгина и Карина Рахматуллина – очень разные. Творческие. Они все что-то берут от меня. Но при этом не становятся мною. Идут своим путем.

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер