История о счастливом «воскрешении». Дмитрия Золотарева объявили погибшим, а он вернулся домой

2 октября 2019
Автор: Зульфия Фарвазова

Среди историй об участниках Великой Отечественной войны немало рассказов со счастливым концом. Случай с Дмитрием Золотаревым как раз один из них. Его жена в 1943 году получила на мужа похоронку, где было указано даже точное место захоронения бойца. А после окончания войны он вернулся домой.

– Бабушки с дедушкой давно нет в живых, а вот документы, пришедшие с фронта, остались и до сих пор хранятся в семейном архиве, – показывает мне фотографии пожелтевших извещений и справок внук ветерана Александр Шаповалов.

«Красноармеец Золотарев Дмитрий Яковлевич, уроженец Курской области Борисовского района хутора Басов, в бою за социалистическую родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 14 июля 1943 года. Похоронен в 600 метрах южнее села Кравцово Болховского района Орловской области», – написано в той страшной бумаге, адресованной жене фронтовика Пелагее Прокофьевне.

– Бабушка неоднократно рассказывала нам, внукам, как в свое время «похоронила» деда, а он после войны вернулся домой. Видимо, она каждый раз переживала всё заново, потому что рассказ снова и снова получался очень эмоциональным, – продолжает Александр Николаевич. – Мы, дети, видели шрамы на теле деда, но тогда, конечно, не могли представить себе – через что ему пришлось пройти.

«Кутузов» против «Цитадели»

В ряды Красной армии Дмитрия Золотарева призвали еще в начале 1941 года. Воевал он в составе 157-й стрелковой дивизии, которая позже была переформирована в 76-ю стрелковую дивизию. Летом 1943 года она участвовала в боях на территории Орловской области. На Орловско-Курской дуге тогда разыгралось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны: советские войска начали наступать на оккупированную немцами территорию. План советских войск носил кодовое название «Кутузов». А немцы действовали по плану «Цитадель» и рассчитывали здесь взять реванш за поражение под Москвой и Сталинградом. Тогда в боях с обеих сторон участвовало больше четырех миллионов человек. В августе советским войскам всё же удалось освободить Орловщину, но в ходе боев было убито и ранено больше 400 тысяч солдат. В их числе оказался и стрелок Дмитрий Золотарев.

– У него было прострелено легкое. Так он попал в госпиталь, долго лечился и до окончания войны работал в тылу, – уточняет внук ветерана.

И это не единственное ранение бойца, полученное на поле боя. В семейном архиве сохранилась справка и о другом – легком осколочном ранении мягких тканей нижней трети правого плеча.

Дань памяти

После войны Дмитрий Яковлевич работал путевым обходчиком на железной дороге, проложенной мимо хутора Басов Борисовского района Курской области (ныне – Белгородской), где он родился и прожил всю свою жизнь. Во времена Советского Союза часто курсировали поезда между Белгородской и Харьковской областями.

– В 70-80-е годы там было довольно большое поселение. Я это хорошо помню, можно сказать, что там прошло мое раннее детство. Родители часто оставляли меня на попечении бабушки и дедушки, а сами уезжали на работу в Харьков. А в школьные годы я проводил там летние каникулы, пока мы не переехали на Крайний Север, – вспоминает Александр Шаповалов. 

Дмитрий Яковлевич и Пелагея Прокофьевна вырастили пятерых детей. В их же семье вырос сын ветерана от первого брака. В 1998 году Дмитрия Яковлевича не стало.

 – Бабушка умерла чуть раньше. Там, в хуторе, их и похоронили, – продолжает внук ветерана. – Сейчас в Басове осталось всего несколько хозяйств, а дом деда и бабушки и вовсе опустел. Туда съезжаются внуки и правнуки. Мы ухаживаем за могилами и приглядываем за домом, с которым связано столько воспоминаний о наших ветеранах, ковавших Победу в тылу и на фронте.

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер