Знаете, каким он парнем был! В Муравленко появилась Доска памяти воинам, погибшим на Северном Кавказе

15 июля 2019
Автор: Юлия Сидарюк

Открытие состоялось в здании Центра патриотического воспитания в присутствии гостей из Ноябрьска, учащихся школ города, родных и друзей наших героев-земляков. На памятной доске увековечены имена муравленковских парней Сергея Кожевникова и Михаила Борисова, погибших на Северном Кавказе.

Настоящий спецназовец.

Семья Борисовых перебралась в Муравленко из Баку в 1993 году. Братья-погодки Роман и Михаил росли дружно, вместе учились в школе, занимались карате, в тренажерном зале. Рано начали работать, помогая матери. Лариса Михайловна трудилась в теплицах городского подсобного хозяйства, а сыновья ухаживали за животными. Миша окончил вечернюю школу, выучился на повара. Первым проводили в армию Романа, а только он вернулся, 25 мая 1999 года призвали Мишу. Братья едва успели увидеться. Никто и подумать не мог, что это была их последняя встреча… Неудивительно, что физически хорошо развитый, сильный и спортивный Михаил попал в отряд быстрого реагирования, в спецназ. Службу начал в Ростове, потом отучился в сержантской школе Перми и сразу на Северный Кавказ. В последнем решающем сражении за предгорное село Комсомольское Урус-Мартановского района командир отделения Михаил Борисов погиб, как написано в официальном документе, «при проведении спецопераций по блокированию незаконных вооруженных формирований».

– Он был с прапорщиком в окопе, когда в них попал снаряд, – рассказывает мама погибшего. – Миша получил множественные осколочные ранения головы. Ребята постарались довезти его до санчасти на БТРе, но не успели.

Не утихает материнская боль...

У Борисовых есть семейная реликвия – последнее письмо Миши.

– Когда я его получила, сын уже погиб, – вспоминает мама Миши. – Мне он долго не говорил о том, где служил в то время, но из этого последнего письма я узнала обо всём. До демобилизации оставалось два месяца. Письмо мы получили 15 марта, на следующий день после его гибели. Сыну было всего 19 лет, столько же его уже нет с нами. Друзья не забыли Мишу и каждый год навещают его могилку, цветы приносят. Боль моя не утихает, до сих пор всё помню, будто это было вчера.

– Наш Мишка был очень веселым, живым, старался всем помочь и всех пожалеть. Это был человечек-солнце, – со слезами рассказывает двоюродная сестра героя Светлана Кузнецова. – В последнем письме он радовался, что до дембеля осталось совсем немного. Брату писал, чтобы покупал «Ниву»-коротыша, он мечтал об этой машине. Когда мы читали эти строки, его уже не было среди живых. Дня через два мы узнали, что в Муравленко едет груз 200 с его телом.

«Добрый эльф» Серёжа Кожевников

Погибший в том же Урус-Мартановском районе, но на шесть дней раньше Михаила, Сергей Кожевников родился в феврале 1977 года в Башкирии. В 1985 году семья переехала в Муравленко, и Серёжа уже со второго класса учился в первой школе. В 1994 году поступил в Челябинский военный автомобильный институт. По распределению был направлен в Санкт-Петербург в качестве начальника автомобильной службы. Спустя пять лет, будучи руководителем Военной автомобильной инспекции Урус-Мартановского района, Сергею Кожевникову довелось стать участником событий, происходящих тогда на Северном Кавказе. Он погиб 8 марта 2000 года от множественных огнестрельных ранений груди и живота, полученных в ходе боевых действий недалеко от города Урус-Мартан.

Родители Сергея Кожевникова уехали из Муравленко и давно живут там, где похоронен их сын, в Башкирии. Но у нас есть письмо его друга Юрия Мозгова. Оно во всей полноте и красоте раскрывает личность и характер человека, любившего весь мир, человека, которого сослуживцы называли «добрым эльфом» – Сергея Кожевникова.

«…Здравствуйте, тетя Наташа и дядя Лёша. Пишу вам это письмо, и у меня внутри всё переворачивается. На днях случайно позвонил домой и узнал эту страшную новость. До сих пор не верю тому, что услышал... А теперь получил это известие и сразу же воспринял его как жуткую, нелепую ошибку. Сергей всегда был воином в самом хорошем смысле этого слова. С самого начала нашей дружбы я понял, что это самый настоящий друг, который всегда готов помочь и помогал в трудные минуты. Да, конечно, Сергей был большим фантазером и выдумщиком, но от этого было только интереснее, и мы постоянно что-нибудь пытались сделать – то крепость, то деревянный танк, то укрытие. А став постарше, задумывались и над проблемой вечного двигателя и летающих тарелок.

Но так уж вышло, что после школы мы пошли каждый своей дорогой. Я никак не предполагал, что Сергей выберет военное поприще. Но он постоянно работал над своей волей и, скорее всего, так он видел еще один способ постижения своих возможностей – в тамошней дисциплине, образе жизни… Не знаю, упрямство это или целеустремленность. Да я и сам такой же, поэтому мы, бывало, частенько спорили, и каждый всегда оставался при своем мнении. Он очень не любил несправедливость, ничего и никого не боялся и всегда больше переживал за нас – своих друзей, да и за всех людей, чем за себя самого. И всегда был готов протянуть руку помощи. И теперь я очень жалею, что никто из нас не смог протянуть ему свою руку, когда она ему понадобилась.

Такого близкого друга, почти брата, у меня никогда не было и, очевидно, не будет. Он выбрал свой путь и с честью служил Отечеству, защищал нас, наш мир, наши жизни, не жалея своей. И это не высокопарные слова, все, кто знал Сергея, без всяких сомнений подтвердят их, ведь он давно заслужил уважение своими поступками.

Я хочу вас искренне поблагодарить за такого сына, брата и просто человека с огромным добрым сердцем, любящего людей и весь мир, и хочу пожелать вам сил, чтобы преодолеть это нечеловеческое горе...».

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер