Встретил Север неласково. Но за три десятка лет Ямал стал родным домом

2 июня 2019
Автор: Юлия Сидарюк

В ноябре 1987-го семью Атамановых Север встретил пронизывающим и пробирающим до костей ледяным ветром. Но, невзирая ни на колючий холод, ни на другие испытания на прочность, за три десятка лет Ямал для Маргариты Степановны и ее большой семьи стал родным домом, хотя те первые впечатления от сурового северного края она запомнила на всю жизнь.

Жизнь в промзоне

Глава семейства планировал работать на Севере вахтовым способом, но получил предложение постоянной работы водителем на «короле бездорожья» КрАЗе в одной из строительных организаций Муравленко. Через полгода Александр уже встречал жену Маргариту с двумя детьми.

– Город пришел в нашу жизнь не сразу. Поначалу мы осваивали промзону, жили в бараке. Дочка Яночка сразу пошла в первую школу, а мы с полуторогодовалым Колей сидели дома, занимались хозяйством. В промзоне было очень много рабочей техники, пахло соляркой. Понятно, что прогулочных площадок и тротуаров не было, а снега в ту зиму намело до крыши – не пройти, да и ходить было некуда, – вспоминает сегодня первые годы жизни в Муравленко Маргарита Степановна. – Поэтому мои прогулки с малышом ограничивались крыльцом барака. Но в те времена нас, молодых, полных сил, планов и оптимизма, это не пугало. Подружились с соседями, мужья вместе работали, семьями отдыхали. Помню, на КрАЗе ездили и в магазин, и в кино… В промзоне был арочник, и мы там смотрели кинофильмы. Брали с собой раскладные стулья и устраивались на них в «кинозале».

Берегиня

– Город строился активно, дома росли, как грибы после дождя. Муж на своем КрАЗе день и ночь возил песок – делал отсыпки для строительства. А моей главной задачей в то время было обеспечить ему спокойный сон и горячие обеды. С работы возвращался уставшим, весь в мазуте и соляре. Несмотря на бытовую неустроенность, дома всегда было чисто, настирано, наглажено, приготовлено. Я хронически недосыпала с маленьким ребенком, но каждое утро вставала, отправляла в школу дочь, собирала на работу мужа. Такая берегиня была, всех берегла, – с улыбкой рассказывает о трудном, но счастливом времени Маргарита Степановна.

Дворец в 18 квадратов

Через некоторое время, после случившегося в их бараке пожара, Атамановым дали комнату в общежитии «УНИМО». Комната в 18 квадратов казалась им в ту пору настоящим дворцом.

– Я наконец-то нашла работу по специальности. В городе открывался новый детский сад «Белочка», куда меня приняли музыкальным руководителем. Сразу закипела работа. Мы готовили сад к приему детей, отмывали полы от краски, разгружали машины с мебелью, завозили игрушки, оформляли группы. Трудились так много, что к вечеру просто валились с ног от усталости. И это было только начало длительного и ответственного трудового пути. Все были молодыми, довольно быстро перезнакомились и сплотились. А с некоторыми подружились на всю жизнь. Настоящие, проверенные временем и невзгодами друзья остались у меня именно с тех пор, – продолжает рассказывать моя собеседница. – Мы всё начинали с нуля, раскачиваться было некогда. Интернета нам в помощь тогда не было, источники для музыкальных занятий и детских утренников были минимальны, поэтому максимально включалось творчество. Ночью у изголовья моей кровати всегда стоял светильник, лежали листок бумаги и карандаш, чтобы успеть зафиксировать слова сценария детского утренника, которые зачастую приходили ко мне во сне, настолько я была увлечена своей работой. Выручали и коллеги, привозившие из отпусков журналы по дошкольному воспитанию с идеями детских праздников.

Семейный тандем

Шло время… Работа, активное участие в жизни города и, наконец, долгожданное новоселье – Атамановы получили квартиру в КДМ, в отдаленном по тем меркам микрорайоне на улице Молодежной. На работу Маргарита добиралась с большим трудом. Автобусы ходили крайне редко, и ей ежедневно с ребёнком на санках приходилось преодолевать высокие сугробы. Поэтому неоднократные предложения работать в детском саду неподалеку от дома оказались очень соблазнительными. Так она попала в детский сад «Золушка».
Первая заведующая Любовь Дмитриевна Копаева приветствовала любые идеи ответственного, влюбленного в свою работу педагога, поддерживала и помогала во всём. Как музыкальный руководитель Маргарита Степановна старалась организовывать интересные праздники, воспитывать и обогащать духовный мир детей музыкальными впечатлениями, формировать их музыкальную культуру. Создала детский оркестр, где все без исключения ребятишки играли на ложках, металлофонах, ксилофонах, колокольчиках… В «Золушке» ставились спектакли, в которых, помимо малышей, роли получали все воспитатели. Маргарита Степановна щедро делилась опытом с коллегами, на ее утренники заведующая учреждением приглашала руководителей и методистов из других детских садов города.

– Зал у нас всегда был полон, – вспоминает свою деятельность музыкальным руководителем Маргарита Степановна. – Мне хотелось творить. Кстати, Коля, мой сын, лет с пяти стал активнейшим участником всех постановок, запоминал и читал большие тексты, танцевал и пел. Мне вообще вся семья помогала – муж каждый год был Дедом Морозом, а дочь Яна – Снегурочкой.
Приходилось самой изготавливать декорации, придумывать и мастерить костюмы сказочных персонажей по мотивам любимых мультфильмов и сказок для малышей. Она находилась в постоянном творческом поиске, вводила современных, интересных детям персонажей. Так появился Ниндзя, которого блестяще сыграл ее сын. Тот первый свой номер – танец под песню «Танцуй, танцуй» из индийского фильма Николай Атаманов запомнил навсегда. Это был один из ярких и впечатляющих фрагментов в жизни будущего артиста. И помогла ему найти себя, несомненно, мама – сценарист и режиссер его детсадовских постановок.

– Тогда у Коли горели глаза, успешный номер радовал ребенка, ему понравилось и захотелось выступать. Мой материнский и педагогический стиль воспитания – заинтересовать, следуя известной цитате Плутарха: «Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».

Вот такие пироги

Вскоре пришли непростые 90-е. Определенные трудности тех лет не обошли стороной и семью Атамановых, но их поддерживали работа и творческий семейный союз. Они участвовали в городских мероприятиях – семейном шоу-конкурсе «Вот такие пироги» в мае 94-года, где были отмечены как самая музыкальная семья.

У Маргариты Степановны такой характер, что если кому-то плохо, всегда старается помочь, подставить свои хрупкие плечи, протянуть руку помощи. Постепенно она перевезла сюда всех родных. Забрала с Дальнего Востока маму, помогла перебраться в Муравленко с Украины семье сестры Людмилы. Сегодня кажется невероятным, но две семьи, по четыре человека каждая, некоторое время как-то помещались на 18 квадратах.

– Как говорится, спали покатом на полу, но это было не важно. Главное, что они приехали, – радуется и сегодня Маргарита Степановна. – Мы всё делили пополам, пока родные не устроились.

Испытания закаляют

Когда в городе открылся филиал Ишимского государственного педагогического института, Маргарита не раздумывая пошла учиться, осваивая новую специальность логопеда, а потом продолжила обучение в Уральском государственном педагогическом университете на факультете коррекционной педагогики. И вот уже 22 года успешно работает учителем-логопедом в детском саду «Снежинка».

– Да, Север встретил нас неласково. Но испытания даются, чтобы мы окрепли, твердо встали на ноги, состоялись и стали полезными людьми для общества, – уверена Маргарита Атаманова. – Я благодарна всем, кто был и есть в моей жизни, родным и близким, коллегам и друзьям, а главное – всем малышам-дошколятам, ставшим самыми пытливыми и неутомимыми моими сотрудниками!

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер