От финансиста до пулемётчика. Каждый из героев семьи Шариповых внёс свой вклад в Победу

7 мая 2019
Автор: Зульфия Фарвазова

«Дедушка был очень скромным и немногословным человеком, даже медали и ордена надевал крайне редко, – вспоминает героя войны Лутфуллу Шарипова его внучка Гульфия Бушуева. – Он никогда не повышал голоса, даже когда мы, внуки, шалили и бегали по дому. Самое грозное, что он мог нам сказать: «Всё! Хватит!» Дед пользовался таким уважением и в семье, и на работе, что не было необходимости говорить громко».

Он вырос в семье муллы в Оренбургской области. Сначала они жили в Асекеевском, потом в Гайском районе. После школы Лутфулла проработал разнорабочим, бригадиром, кладовщиком. А в 1935 году Шариповы переехали в Узбекистан, и там он окончил курсы бухгалтеров. Дальше профессия его была связана исключительно с цифрами. Он отработал в совхозе, а после окончания спецкурсов – в системе наркомата совхозов СССР по подготовке кадров для села, затем бухгалтером Таджикского овцеводческого треста.

Сталинград, Одесса, Измаил…

В армию его призвали в марте 1942 года. После ускоренной подготовки зачислили рядовым в хозяйственный взвод 94-й отдельной стрелковой бригады: он доставлял боеприпасы и питание на передовую. За участие в затяжных и тяжелых боях Лутфулла Сагитзянович награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда».

– Дед рассказывал лишь о боях под Сталинградом: как они долгое время стояли в воде, – рассказывает внучка ветерана Гульфия Бушуева. – С возрастом у него появилась шаркающая походка. Видимо, всё-таки сказалось то, что за годы войны дедушка застудил ноги.

Но основной боевой путь Лутфулла Шарипов прошел в составе 32-й гвардейской мотострелковой бригады сначала в качестве заведующего отделом казначейства, затем – начальником финансов дивизии. Там ему было присвоено звание сержанта. Вместе с гвардейцами он освобождал города Краматорск, Николаев, Одессу, железнодорожный узел Раздельная, Измаил. За  участие в прорыве обороны противника южнее города Бендеры ему объявили благодарность Верховного Главнокомандующего Сталина.
Он воевал и в Югославии, за что получил медаль «За освобождение Белграда». За боевые заслуги Лутфулла Сагитзянович также награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и юбилейными медалями и орденами, в том числе орденом Отечественной войны II степени и медалью Жукова.

«Выживу – заберу!»

После окончания войны и демобилизации Лутфулла вернулся в село Халилово Оренбургской области. В первое время он работал начальником финансов в военкомате, потом главным бухгалтером нефтебазы. Затем до выхода на пенсию участник войны был директором нефтебазы в городе Бугуруслане. По воспоминаниям внучки, дед никогда не курил и не употреблял спиртные напитки – такой обет он дал на войне и слово свое сдержал.

Вместе с женой Аминой Тукаевой они прожили более 50 лет, вырастили троих детей.

– Они с бабушкой из одного села, знали друг друга с детства. Семьи их переехали в Узбекистан одновременно. Уходя на фронт, дед ей сказал: «Останусь жив – приеду, заберу!» И забрал. Он всегда ее оберегал. Когда в нашей семье праздновали их золотую свадьбу, дед отметил, что всё, чего он достиг, – только благодаря своей жене, – вспоминает внучка ветерана.

Остался в братской могиле

Младший брат Лутфуллы – Масгут (в свидетельстве о рождении было указано имя Махмуд) – не вернулся с войны. Его призвали в ряды Красной армии уже 10 июля 1941 года, тогда ему было 18 лет. К этому времени он успел получить 7 классов образования, окончить татаро-башкирское педагогическое училище в Бугуруслане и поработать учителем физкультуры и немецкого языка. Его ровесники вспоминают, что он сам был как подросток: высокий и худой.

После призыва его направили в кавалерийскую школу Оренбурга. Пока он был недалеко от дома, мама несколько раз навещала сына. Масгут и его командиры успокаивали мать: мол, по состоянию здоровья он к службе не годен, так что на фронт его не отправят. Но когда мать в третий раз приехала навестить сына, охранник сообщил: несколько ребят буквально утром уехали на фронт, и Масгут добровольцем вместе с ними.

…Вскоре пришла похоронка. Первая в селе Халилово. И только 4 марта 1945 года родители смогли узнать подробности – пришло письмо от друга Масгута – Садыка Шакирова. Он писал, что Масгут был пулеметчиком и успел перед смертью убить двух немцев, а потом погиб сам. Это произошло у деревни Поздняково Калининской области. А похоронили бойца только в 90-е в братской могиле в деревне Урдом Оленинского района. Останки солдата подняли и с почестями предали земле поисковики Тверской области.
Сохранили жизнелюбие

– В нашей семье несколько героев, и память о каждом из них жива до сих пор, – рассказывает Гульфия Бушуева. – В честь погибшего дяди Масгута, например, назвали моего отца. Есть еще один солдат – это муж дедушкиной сестры Саитшариф Газизьянович Муллазанов. Его призвали на фронт в 19 лет, служил он разведчиком. Ему пришлось повоевать и на Курской дуге. Там после взрыва дядя остался без левой руки и левой пятки. Трое суток он, то теряя сознание, то приходя в себя, полз к своим. Этот дядя был инженером, проектировал плотины, и я хорошо помню, как он, уже на пенсии, культей придерживал бумагу, другой, здоровой рукой, чертил на ней. Он всю жизнь испытывал боли после того боевого ранения, но всегда оставался оптимистом. Пережив все ужасы войны, наши ветераны сохранили жизнелюбие и в этой атмосфере воспитывали нас, детей и внуков.

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер