Бродовский котёл – ад на земле, прошёл командир отделения Василий Плетухин

24 апреля 2019
Автор: Нина Гультяева

- Командир взвода представляет перед бойцами молодого безусого паренька: «Командир отделения Плетухин Василий Егорович…» Назначенный на должность встает в строй и после команды «Разойдись!» направляется к бойцам. Окинув взглядом подчиненных, понимает, что ему придется командовать такими же, как он, юнцами и солдатами, годящимися ему в отцы, – рассказывает Виктор Плетухин. – В небольшом замешательстве смотрит на бойцов. Один из «старичков» лет 50-ти подошел, похлопал его по плечу и сказал по-отцовски: «Вася, фронт рядом. Может, завтра-послезавтра пойдем в атаку. Тебя же там чему-то учили в учебке. Буду рядом возле тебя, помогу. Не переживай!»

...Это был мой отец Плетухин Василий Егорович. Родился он 1 января 1926 года в Тамбовской области, Пичаевском районе, селе Большой Ломовис. В начале Великой

Отечественной войны в колхозе он, как один из смышлёных парней, довольно часто сопровождал продовольственные обозы для отправки в районный центр, а потом на фронт. Рассказывал, что это было непросто и опасно. Путь лежал через лес, где надо было быть начеку, поскольку за два года из-за отсутствия охотников в окрестностях расплодились волки. Ему, пацану с ружьем в руках, приходилось, как главному по обозу, оборонять от хищников других сопровождающих – женщин и старичка.

В 1943 году, когда отцу было еще 17 лет, его призвали в ряды Красной армии. Сразу попал в учебный полк. В кратчайшие сроки его обучили на командира отделения. В звании младшего сержанта мой отец отправился на 1-й Украинский фронт. Принимал участие  в знаменитом сражении близ города Броды в Львовской области. 13 июля 1944 года войска 1-го Украинского фронта загнали украинскую добровольческую дивизию СС «Галичина» в котел в окрестностях маленького старинного городка Броды. 

Медаль «За Отвагу»

Бои шли ожесточённые. Танки. Артиллерия. «Катюши». «Это было воплощение ада на земле. Я не знал, что мы уничтожаем таких же, как и я, 17-летних, а то и 15-летних пацанов. Это была та самая украинская добровольческая дивизия СС «Галичина», – вспоминал отец. – Немцы заходили в сёла. Строили местных жителей возле церкви. Если кто-то не приходил – следовала зачистка с дальнейшим расстрелом. Отбирали подростков из жителей сел и деревень Львовской и Тернопольской областей, переодевали в немецкую форму, неподготовленным к военному делу вручали винтовки или автоматы. И всё –  они солдаты вермахта. Мы были в ужасе, когда проходили потом по полю боя и видели убитых».

22 июля дело было закончено полным разгромом. Суммарные потери немцев в ходе Львовско-Сандомирской операции составили 30 тысяч солдат убитыми и 17 тысяч пленными. Советские войска освободили Львов, большую часть области и Тернополь. За Бродовский котел отец был отмечен медалью «За отвагу».
Подошли к Польше. Дивизию, где числился отец, передали в пограничные войска, в КГБ. Растянули полками по длине границы – от Белоруссии до Карпат. Рассказывал, что односельчане были в соседнем полку, предлагали перебежать к ним, чтобы вместе идти до Берлина, дальше бить врага. Но он не согласился, потому что это могло расцениваться как дезертирство. Многие всё же не захотели оставаться в тылу, нарушая закон военного времени, примкнули к формированиям, идущим на Берлин. И этих солдат приняли в свои ряды наступающие войска. Многие однополчане в 46-м вернулись домой. А мой отец – отличный стрелок, снайпер, остался охранять границу СССР с Польшей до 1951 года, лишь несколько раз приезжал за этот период домой в отпуск.

На заставе

Война осталась позади, но пограничники были начеку. Ловили нарушителей, в том числе участников украинской повстанческой армии. Отец доблестно защищал границу, его ценили. Я всё его выспрашивал: «Отец, как было на заставе?» Вот однажды он рассказал, как преследовал нарушителей: «Бежал с пулеметом Дегтярева, не было и секунды прилечь, разложить сошки и дать прицельный огонь. Потянул очередью. Враг – пополам. Не спрашивай больше об этом. Тяжело вспоминать, сынок…»

На заставе у отца было много обязанностей, в том числе – доставка почты пограничникам. Однажды он пришел на почту в село Старява Старосамборского района и увидел там девушку приятной внешности. Влюбился старшина заставы в красавицу Марию. Молодые поженились. Отец ушел в запас, и Плетухины остались жить на Западной Украине.

Помешала… доброта

Вскоре ему предложили служить в рядах ОМВД в качестве участкового. В зоне ответственности – пять сёл. Согласился. Дали ему дом, коня с бричкой. Но в милиции служить не смог.

…Ноябрь. Заморозки. Колхозное поле, где росла свекла, давно вспахано. Приводят двое дружинников к нему мужчину с холщовым мешком и утверждают, что он враг народа. Заставляют опростать мешок. На пол выпало меньше десятка замерзших свеколин, которые он подобрал на поле. В те времена за такое деяние легко можно было попасть за решетку. Но мой отец, зная, что у этого человека девять детей, отпустил его. Не мог иначе. Сам, будучи ребенком, прошел голод и знал, что такое пустой живот. Ему было 5 лет, когда его семья – дед, родители и восемь детей – была раскулачена. У них было три коровы, 15 баранов, два коня. В ходе продразверстки отобрали почти весь домашний скот, подчистую выгребли запасы зерна из амбара и овощи... Дружинники донесли вышестоящему руководству о случившемся. В результате отец был вынужден написать рапорт начальнику райотдела МВД, чтобы самому не оказаться в тюрьме.
«Это была моя задача»

В пятидесятых поехал отец на заработки в Архангельскую область, лес рубить. Работал водителем. Мама вместе с ним, к тому времени у них родился мой старший брат Василий, она занималась его воспитанием. Потом они двинулись на строительство Волго-Донского канала, папа также водителем работал, мама – бригадиром. Затем в поисках заработка они приехали в Крым, где в 1962 году уже я родился. Трудились в совхозе на виноградниках, держали хозяйство. Потом уехали в Львовскую область, город Новый Роздол, на разработку серных залежей, где и обосновались. Там я вырос и оттуда ушел в армию. На тот момент отцу было 54 года. Помню, он всегда держал себя в отличной физической форме, мог много раз подтянуться на турнике, выполнял склепку, подъем с переворотом, отлично стрелял – с легкостью попадал в мишени.

В 1985 году отец был отмечен орденом Отечественной войны II степени. В 1993 году его не стало, следом ушла и мама.

…Будучи пацаном, я еще несколько раз настойчиво интересовался: «Отец, ты был отличным снайпером. Сколько ты уничтожил противников на фронте?» Он уходил от разговора. Как-то, глядя пристально и спокойно мне в глаза, сказал: «Не помню… Виктор, сынок, это была моя задача. И ее надо было выполнить в любом случае, даже ценою жизни. Не думал, что убиваю человека, просто я был обязан уничтожить врага». 

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер