Пётр Дитрих: «Городу быть!»

14 апреля 2019

Поезд прибыл с небольшим опозданием. Ноябрьск встретил гостей пасмурной и унылой погодой.Небо было таким низким и серым, что казалось – вот-вот польёт дождь. Пётр Дитрих вышел из вагона и не поверил своим глазам. Вокруг была тайга, а вместо вокзала – обычный вагончик.

Дорога на Север

Пётр Лейболтович – сибиряк. Родился в 1957 году в Новосибирске. Но жил там недолго. Вскоре после рождения вместе с родителями переехал в Киргизию. Там окончил школу, завёл семью. Однажды один из родственников супруги посоветовал ехать на Север, мол, езжайте, пока молодые, заработаете денег, построите дом, купите машину. Предложение показалось заманчивым. Решил попробовать. В 1982 году отправился в город Стрижевой Томской области. Но там как узнали, что молодой специалист со временем собирается на новое место перевезти и жену с маленьким ребенком, в работе отказали. Жилья семейным парам не хватало. И тут один из случайных знакомых подсказал, что есть город Ноябрьск в Ямало-Ненецком автономном округе. Пётр Лейболтович, не задумываясь, купил билеты.

Выйдя на станции Ноябрьска, он ещё не знал, что этот северный молодой город закрытый (считался особой зоной) и попасть туда можно только по пропускам. Десять дней пришлось жить на железнодорожном вокзале. Люди были такие радушные, добрые, открытые. Каждый старался помочь, подсказать, посоветовать. Оформив необходимые разрешительные документы для въезда в город, ежедневно на попутках Пётр Дитрих мотался в Ноябрьск в поисках работы, хотел устроиться водителем. В один из дней удалось попасть на приём к начальнику НГДУ «Суторминскнефть». Но, как оказалось, желающих управлять автомобилями хватало, а вот слесари нужны были позарез.
24 сентября 1982 года Пётр Лейболтович вышел на работу. Это было Муравленковское месторождение, многие его еще знают как «ноль». Вместе с другими рабочими жил в вагончике на базе. И даже не представлял, что совсем скоро недалеко от месторождения среди тайги и болот появится город, который навсегда станет ему родным.  

Начало начал

В 1983 году на место предполагаемого посёлка Пётр Дит-рих привёз свою супругу, чуть позже и маленького трёхлетнего сына. Напротив больничного комплекса, там, где сейчас красуются капитальные дома, стояло несколько общежитий – УНИМО. Первое время с семьей размещались в разных комнатах. Супруга с ребёнком на первом этаже, Пётр Лейболтович на втором. Все понимали, нужно набраться терпения, трудности временные.
Здесь, почти на краю земли, начала зарождаться новая жизнь. Она бурлила, кипела, била ключом. Бурными темпами вводились в эксплуатацию новые кустовые площадки, что ни день, то победа. Активно осваивалась и промышленная зона. Супруга Петра Дитриха Татьяна Давыдовна работала кладовщиком в прокатном ремонтном цехе эксплуатации оборудования. В 1984 году туда же с Муравленковского месторождения перевёлся и сам Пётр Лейболтович. Сейчас ПРЦЭО – это целый комплекс сооружений. Всё это возведено руками рабочих. Практически без отрыва от производства заливали шлакоблоки, забивали сваи и возводили один за другим «арочники» и производственные здания.  

Городу быть!

Параллельно велось и строительство посёлка. Среди немногочисленных общежитий типа УНИМО стали появляться так называемые бамовские дома. А когда начали возводить первую пятиэтажку, Пётр Дитрих и другие жители ежедневно ходили смотреть, как этаж за этажом растёт первый капитальный дом. Строители работали ударными темпами. Увеличивалось количество жителей. Новому посёлку нужны были детские сады, школы, магазины, больница. «Но уже и без наличия всей этой инфраструктуры нам было ясно – городу быть!» – вспоминает Пётр Дитрих.

Снабжение постепенно налаживалось. Открылись первые магазинчики. В посёлок стали завозить дефицитные продукты: чай, кофе, тушёнку, соленья и варенье. А до этого жители маленького посёлка часто ездили в соседний Ноябрьск, покупали продукты питания, одежду. Добираться было нелегко. На Суторминское месторождение ходил рабочий автобус. Пропускали в салон только по удостоверениям. Доезжали до поворота на «Суторму», дальше на попутках, также ехали и обратно. Со временем необходимость в таких утомительных поездках отпала. Уже к концу 1985 года между посёлком Муравленковским и городом Ноябрьском было налажено автобусное сообщение. Выполнялось несколько рейсов в день.
Расширялась в поселке Муравленковском и сфера услуг службы быта. Появились первые фотосалон, парикмахерская, ателье и мастерские по ремонту телерадиоаппаратуры и обуви.

На территории сельского совета функционировали поликлиника и стационар, станция скорой медицинской помощи, холмогорская врачебная амбулатория и фельдшерские здравпункты на месторождениях. В этом же году появилась и лыжная база. Даже были проведены первые соревнования. Активно развивалось народное образование. К концу 1985 года в поселке обучалось более 1 100 учеников.

Одна семья

В посёлке все жили одной семьей независимо от того, какой ты национальности: татарин, украинец, русский или казах. Вместе радовались друг за друга, случалась беда – помогали не задумываясь. Двери многие не закрывали на замок. Все праздники тоже отмечали вместе.

1 Мая и в День Победы выходили на демонстрации. «Мы же все друг друга знали! Помню, на Новый год мы, жители тогда еще поселка Муравленковского, собирались на так называемом пятачке, это территория, где позже построили магазин «Татарский». И дружно, и весело встречали праздник», – говорит Пётр Лейболтович.

Свадьбы, рождение детей тоже отмечали всем поселком. Первый детский сад «Золушка» открылся в 1985 году. Семья Дитрих получила путёвку в учреждение. Маленьких жителей посёлка было много, но места хватило всем. Чуть позже в семье Дитрих произошло пополнение семейства, родился ещё один сын. И об этом событии, как и полагается в большой семье, знал весь поселок.

Ямал притягивает сильных

Сюда, на край земли, в 80-е ехали многие. А оставались только те, кто не робел ни перед какими трудностями. Пётр Дитрих рассчитывал на Ямале прожить года три, не больше. А уже прошло 37 лет… Он по-прежнему трудится слесарем-ремонтником на своем предприятии, которое сейчас называется «ЯмалСпецЦентр». Таких профессионалов старой закалки единицы. Он с удовольствием передаёт накопленный годами опыт молодым сотрудникам, а сколько воспитал настоящих асов своего дела – и не сосчитать. Его рационализаторские идеи быстро нашли применение, одна из которых – копировальный стенд по капитальному ремонту ПСМ (переключатель скважин многоходовой) регулятора жидкости замера. Это позволило предприятию снизить затраты при производстве технологического процесса. Новатор и сейчас продолжает внедрять передовые методы в производственные процессы. С таким рулевым коллектив его бригады постоянно выполняет и перевыполняет производственные планы на 100, а иногда и на 120 процентов. Пётр Лейболтович пока уходить на заслуженный отдых не собирается. Еще есть силы трудиться, приносить пользу городу. Да и уезжать на постоянное место жительства в другой регион не хочется, для Петра Дитриха Муравленко – родной город.

Татьяна Бойко

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер