По неизведанным тропам. Среди тех, кто прокладывал дорогу к будущему Севера, была семья Каткилевых

31 марта 2019

«Холодно? Да разве нам бывает холодно? Мы же, коренные жители, не мерзнем совсем, организм у нас так устроен, – отшучиваются отец и сын Каткилевы, Иван и Геннадий, которые более 25 лет назад проложили дорогу не к одному современному месторождению. – Мы сыроеды, строганину кушаем, поэтому и не мерзнем».

В сентябре 1990 года на вертолетную площадку, которая в то время еще находилась неподалеку от нынешнего стационара городской больницы, приземлился вертолет из поселка Халясавэй Пуровского района. На нем в Муравленко прилетела семья Каткилевых, чтобы не отдавать детей в интернат.

«Здесь, в Муравленко, школа находилась совсем недалеко от дома, а там детей пришлось бы отправлять в Тарко-Сале, – рассказывает Иван Токиевич Каткилев. – Два общежития возле нынешнего финского рынка тогда были гостиницами, в них мы жили около трех лет, чуть позже нам дали квартиру в «деревяшке». Как раз в это же время меня пригласили в Муравленко на работу, пришел вызов из НГДУ «Суторминскнефть». И я стал трудиться в рыболовецкой бригаде по вахте – месяц на работе, месяц дома. На озере Пякуто хорошо ловились сырок, окунь, плотва».
Через три года после того, как Каткилевы прилетели в Муравленко, племянник Ивана Токиевича Игорь устроился на работу в маркшейдерско-геодезическую службу компании «Сугмутнефть». Через год он ушел в армию, а на его место приняли Ивана Токиевича.

Бригада из пяти коренных жителей работала в маркшейдерско-геодезической службе на топографических работах с 1993 по 1998 годы. Самые первые шаги по обустройству Муравленковского, Умсейского, Крайнего, Сугмутского, Романовского и других месторождений, а также строительству автодорог, ЛЭП и ДНС делались при их непосредственном участии.

30 километров в день

Всё оборудование – рейку, штатив, нивелир, теодолит и прочее, замерщики носили на себе, а перемещаться приходилось порой на большие расстояния. Самостоятельно, на лыжах. На вопрос: «Было ли сложно передвигаться по неизведанным тропам?» – Иван Токиевич только отмахивается и отвечает: «Да что там сложного? На лыжах ходить я выученный, я же лесной человек, мы целыми днями на лыжах бегали. Нам всегда давали обед с собой, и молоко, и тушенку, кушали прямо там, в поле. Утром уедешь – возвращаешься только поздно вечером – такие они, полевые условия. В день мы проходили по 10-15 километров в одну сторону, затем обратно. Когда трассы были сложные и труднопроходимые, нам давали служебные вездеходы. В лесах у нас была задача самостоятельно делать просеки топорами по тем местам, где будет проходить нефтепровод. Топоры наши национальные – удобные, с длинной ручкой, легкие. В одну линию ставили вешки и забивали в землю реперы, техники на них уже делали метки, а мастер теодолитом делал съемку местности, где будет находиться месторождение. После нас выезжали отсыпщики. Там мы были первопроходцами. Именно «проходцами» – везде проходили на своих ногах».

Сын Ивана Токиевича Геннадий на работу пришел уже в 1997 году и стал учеником-замерщиком. Чуть позже он получил третий разряд, учителем же был его отец.

«Мы выносливые!»

«Хорошо помню, когда я отработал всего пару месяцев, мы с бригадой поехали открывать Романовское месторождение, автодороги там не было вообще, – рассказывает Геннадий. – К месту мы шли пешком 17 километров с рейкой в руках, при этом рубя топором просеку, по пути расставляли вешки, которые указывали путь, и забивали в землю реперы. Иногда приходилось идти по болотам. Но со своей задачей мы справились отменно, и после нас туда поехали отсыпщики-самосвалы. Теперь считайте: еще 17 километров обратно – итого уже 34 километра мы прошли пешком – я, Игорь и наш начальник Александр Иванович Бочик, он, кстати, работает до сих пор, в «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз». Сейчас на Романовское месторождение ведет автодорога, проложенная когда-то нами, коренными жителями».
Местные аборигены охотно брались за любую работу, а их, в свою очередь, охотно принимали работодатели. В бригаде из восьми человек коренных жителей было пять: Игорь, Геннадий, Иван Токиевич Каткилевы и Александр Молданов и Эдуард Вылла. «Наверное, нас специально брали на работу – труд был тяжелый в полевых условиях, а мы выносливые, никогда не жаловались. Работали и в крепкие морозы – тогда, в девяностые годы, низкие температуры стояли всю зиму. Но раз надо – значит надо. Нам выдавали утепленную одежду, мы больше двигались и согревались», – вспоминает Иван Токиевич.

«Мы часто встречали наших земляков, коренных жителей, на Сугмуте и Романовке, они подсказывали нам дорогу, как лучше обойти болото, пройти по суше. Карты у нас, конечно, были – до нас местность изучали геологи, но болота кругом топкие, а нам бы по суше пройти, чтобы и отсыпщикам после нас было легче, – вспоминает Иван Токиевич. – На выходных, бывало, руководство выделяло нам грузовую технику, КамАЗы, и мы всей бригадой выезжали на озеро Пякуто порыбачить».

К 1999 году Каткилевы закончили свою работу по освоению месторождений. Уже к этому времени благодаря современному оборудованию и спутниковым системам, многие процессы автоматизировались. Но в том, на какой уровень вышла нефтяная сфера Муравленко и всего Ямала, немалая заслуга коренных тундровиков, упорных и трудолюбивых профессионалов, способных преодолевать самые суровые испытания, которые ждали первопроходцев Севера.

Татьяна Коломиец

 

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер