Найдут по пальчикам. Для экспертов-криминалистов не существует невидимых следов преступления

1 марта 2019

О работе экспертов-криминалистов снят не один десяток фильмов и сериалов. Экранные специалисты очень быстро могут провести экспертизу любой степени сложности, снять отпечатки пальцев и тут же дать результат, сообщить все сведения о подозреваемом, его возрасте и статусе. Но в реальной жизни работа криминалистов далека от киношной. 

- Часто в сериалах можно увидеть, как мои «коллеги» на месте происшествия находят улики преступления и тут же складывают их в полиэтиленовый пакет, – рассказывает старший эксперт-криминалист межрайонного отдела по городам Ноябрьск, Муравленко экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) УМВД ЯНАО Дмитрий Цистан. – Но на самом деле так делать ни в коем случае нельзя, это значит – уничтожить следы. Для таких случаев у каждого эксперта есть специальные коробочки или баночки, именно туда упаковывается объект исследования для полной сохранности на нём следов и уже на месте, в лабораторных условиях, тщательно изучается.

Дмитрий Цистан. Родился в городе Харабали Астраханской области. В девятом классе решил, что станет полицейским. Получив высшее юридическое образование и отслужив в армии, в 2009 году поступил на службу в органы внутренних дел у себя на родине. В 2010 году заинтересовался работой эксперта-криминалиста. Пройдя специальное обучение в Волгоградской академии МВД, перевёлся в подразделение ЭКЦ. С 2017 года работает в Муравленко.
В межрайонном отделе по городам Ноябрьск, Муравленко экспертно-криминалистического центра УМВД ЯНАО работает еще один эксперт – Татьяна Павина. Оба криминалиста специализируются на выполнении традиционных видов экспертиз: дактилоскопической, трасологической, баллистической, почерковедческой, криминалистической экспертизе холодного и метательного оружия, технико-криминалистической экспертизе документов. Более сложные экспертизы – химическая и автотехническая – проводятся в Ноябрьске.

Татьяна Павина. Ещё в пять лет заявила родителям, что станет кинологом и будет работать в милиции. После окончания средней школы поступила в Саратовский юридический институт, став студентом специального коммерческого факультета, где обучали экспертов, осуществив таким образом свою детскую мечту. После вуза молодого специалиста приняли на работу в экспертный центр Тюмени. Там познакомилась с будущим супругом. В 2013 году вместе с мужем перевелась в ОМВД по  г. Муравленко.
Руками не трогать, вещи не переставлять

В случае совершения преступления на место происшествия выезжает следственно-оперативная группа, в том числе сотрудник ЭКЦ. У каждого эксперта-криминалиста своя тактика работы. Многое зависит от того, где совершено преступление – в помещении или на улице. Руководствуясь специальными методиками, разработанными сотрудниками ЭКЦ, эксперт на месте принимает решение, как действовать в той или иной ситуации. После шаг за шагом фиксирует обстановку, скрупулёзно собирая мельчайшие, невидимые обычному человеку улики.

– С чего я начну работу на месте происшествия, зависит даже от погоды, – говорит Татьяна Павина. – Помню, осенью выехали на преступление, которое было совершено на улице. Набежали тучи, вот-вот дождь пойдёт. Первым делом я сняла отпечатки пальцев, которые мог оставить преступник. Иначе их могло смыть дождём. Потом принялась собирать другие улики.

«Живой сканер» и другие ноу-хау

Кабинет криминалистов похож на лабораторию. Современные микроскопы, лупы, различные инструменты, осветители. К примеру, с помощью прибора «Ультрамаг» легко можно вычислить фальшивые деньги, также с его помощью эксперты проводят и технические экспертизы документов. В арсенале отдела полиции есть и «живой сканер». Он без применения всякой краски сканирует отпечаток пальца или ладоней рук и выводит изображение на монитор. Много лет на вооружении экспертов автоматизированная дактилоскопическая информационная система «Папилон», куда вносятся все данные по отпечаткам пальцев. Еще двадцать лет назад приходилось скрупулёзно перебирать вручную сотни карточек. Теперь же компьютер в считанные минуты и с высокой точностью найдёт совпадение среди тысяч занесённых в базу вариантов.

– Но какой бы современной ни была бы техника, – говорит Дмитрий Цистан, – без участия криминалиста не обойтись. Компьютер выдаёт предположительных 5-6 человек, отпечатки пальцев которых схожи с отпечатками преступника. Дальше начинается кропотливая работа эксперта. Он садится и начинает тщательно сравнивать папиллярные линии и только после этого даёт свое заключение.

А что в чемоданчике?

Трудно представить эксперта-криминалиста без чемодана в руках. Всё, что в нём находится, нужно для максимально эффективной автономной работы на месте происшествия. Дактилоскопические порошки разных видов и цветов, полимерные пасты, плёнки, химикаты, стерильный и упаковочный материалы, разнообразные кисточки, лупа, пластиковые бирки с надписью «Экспертно-криминалистический центр», приборы для изъятия пылевых следов, криминалистические линейки и многое другое. Как всё это помещается в одном чемодане, остаётся загадкой.

– У каждого эксперта свой индивидуальный чемодан, и он укомплектовывает его по-своему, – рассказывает Дмитрий Цистан. – Мне, например, нравится работать с одними порошками, Татьяне – с другими. То же самое с кисточками и прочим содержимым.

Что написано пером…

Самые распространенные экспертизы не только дактилоскопическая и трасологическая. Эксперты, изучая документы, могут определить их подлинность или обнаружить исправления, которые были внесены в оригинальный документ. Также проводят почерковедческие исследования. В этом случае главные инструменты криминалиста – глаза и увеличительное стекло.

– В Муравленко был случай, когда автоинспекторы остановили автомобиль, за рулём которого находилась женщина, – рассказывает Дмитрий Цистан. – Автомобилистка предъявила сотрудникам ГИБДД страховой полис ОСАГО, документ вызвал сомнения у инспекторов – все графы были заполнены от руки. Полис изъяли для проверки. В ходе исследования сам он оказался оригинальным, а вот заполняла его автовладелица  собственноручно. Это мы установили в ходе почерковедческой экспертизы. В отношении женщины было возбуждено уголовное дело.

Работа по душе

– В работе криминалиста бывает всякое, – продолжают Дмитрий и Татьяна, – ночные выезды, длительное пребывание на месте преступления, тщательное исследование улик. Но когда понимаешь, что результат твоего труда помог установить личность преступника, раскрыть запутанное дело, то получаешь ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение. Значит, всё было не зря!

И в этой работе большое значение имеет надёжный тыл. Оба эксперта-криминалиста всегда находят поддержку и понимание в своих семьях. А это так важно – убеждены Татьяна и Дмитрий. 

Татьяна Бойко

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер