Десятиклассники знают, как сэкономить на потреблении энергоресурсов

17 января 2019

Педагогическое сообщество города ищет новые методы образования детей, направленные на формирование практических навыков. Один из них – проект «Стартуй в стартап!», реализуемый в многопрофильном лицее. Он предусматривает проведение форсайт-сессий, на которых лицеисты разрабатывают собственные бизнес-идеи, начиная с замысла до определения ролей в команде.

Проект с названием «Диспетчеризация» – результат технической мысли группы десятиклассников. Все они учащиеся инженерного класса лицея с углубленным изучением физики и математики. Во время форсайт-сессии идея ребят заинтересовала директора Фонда поддержки предпринимательства и развития города Муравленко Андрея Шабана.

«Эти ребята заметно выделялись своим техническим мышлением. Они презентовали программу по автополиву комнатных цветов, благодаря которой человек, находясь в отпуске, сможет при помощи телефона или ноутбука не только контролировать периодичность полива, но и регулировать показатели влажности и температуры воздуха в квартире, – поделился Андрей Шабан. – Идея хорошая, но малобюджетная. Поэтому я предложил им продумать проект, реализуя который предприниматели смогли бы сэкономить на энергоресурсах».

Участники группы заинтересовались предложением. Более того, им хватило всего нескольких минут, чтобы понять, что и как нужно сделать. Еще полдня ушло на обсуждение технических тонкостей. «Плюс командной работы в том, что каждый обладает знаниями и навыками в той или иной сфере: кто-то лучше разбирается в информатике, кто-то – в технических вопросах. Объединившись, несложно было разработать и предложить собственный вариант экономически эффективного использования энергоресурсов», – говорит один из участников группы Икар Джунсунов.

В проекте «Диспетчеризация» всё продумано до мелочей. Ребята нашли сайт, где можно приобрести нужные датчики, изучили возможности программирования. 

«По сути дела, диспетчеризация – это автоматизированная система регуляции подачи горячей воды в систему отопления. Технические средства позволят в определённое время суток поддерживать установленный температурный режим. В ночное время программа уменьшит потребление энергоресурсов, а к моменту открытия здания протопит его до нужной температуры, – рассказывает другой участник группы Абдулла Давудов. – Мы даже прописали в проекте аварийные ситуации и пути их решения. Например, произошло отключение электроэнергии. Программа пришлёт на один или несколько телефонов предупреждение об аварии. Тогда человеку придется приехать на место и устранить неполадки».
По словам ребят, экономия средств при использовании разработанной ими системы может быть существенной. По первоначальным подсчетам программа позволит вдвое сократить затраты предпринимателей на коммунальные платежи. Приобретенные технические средства окупятся в течение первого года, а возможно, и раньше. Проект получил высокую оценку экспертов конкурса юных изобретателей и рационализаторов «От замысла к воплощению». В номинации «Научно-техническое творчество. 8-11 классы» ребята получили диплом победителей.

«За ребятами мне сложно успеть. Активные, целеустремленные, самостоятельные. Их не приходится постоянно подталкивать к действию, – рассказывает руководитель кафедры естественно-научного направления Наталья Апрасинкина. – Вникнув в проблему, ребята самостоятельно побывали на городском рынке, посмотрели, как устроена система отопления. Тут же начали искать пути решения, подбирать необходимые технические средства. Советовались с родителями, педагогами, изучали соответствующую литературу».

Пока проект «Диспетчеризация» – это только теория. Воплотить идею в жизнь лицеисты могут с помощью Фонда поддержки предпринимательства и развития города Муравленко. «Мы готовы предоставить экспериментальную площадку – территорию городского рынка. Можно начать с малого, установить датчик температуры и запрограммировать его так, чтобы показания поступали на телефон или ноутбук в лицей. Потом попробовать поставить одну заслонку и протестировать её работу на удалённом доступе. Фонд даже готов поддержать ребят финансово, выделив средства для закупки необходимых комплектующих. Главное, чтобы идея не осталась на бумаге, – отметил Андрей Шабан. – Такой проект был бы востребован у предпринимателей города, но только после практического обоснования».

Ребята продолжают работу над проектом. Они разработали 3D-модель системы, подобрали необходимые комплектующие. Теперь школьники реализуют идею на практике.

По словам ребят, экономия средств при использовании разработанной ими системы  может быть существенной. По первоначальным подсчетам программа позволит вдвое сократить затраты предпринимателей на коммунальные платежи.

Детские изобретения

В 14 лет Дмитрий Резников (Россия) разработал зубную щетку для космонавтов (2011 год)

Электрическую зубную щетку для космонавтов, не требующую использования воды, разработал совместно с Московским государственным медико-стоматологическим университетом ученик седьмого класса одной из московских школ, член общества молодых ученых этого же университета Дмитрий Резников. Идея необходимости создания зубной щетки, не требующей воды, возникла у автора в связи с тем, что, как сказал юный изобретатель, «воды на борту орбитальной станции либо мало, либо она дорогая». Щетка будет иметь три кнопки. С помощью первой паста подается из специальных каналов, находящихся между щетиной. Вторая кнопка включает компрессор, прогоняющий воздух через щетинки, не позволяя пасте засохнуть. Третья заставляет компрессор работать в обратном порядке, и паста засасывается во вмонтированный в щетку контейнер с отходами. Таким образом, отметил Дмитрий Резников, космонавтам не потребуется использовать воду ни для чистки зубов, ни для ополаскивания щетки.

В 13 лет Алсу Таржеманова (Россия) разработала пособия для инвалидов (2013 год)

Семиклассница Алсу Таржеманова из Аромашево с раннего детства шила одежду для своих кукол, но всё изменилось с того дня, когда она побывала на мероприятии, посвященном Дню инвалидов. В тот день Алсу решила создать пособие, чтобы дети с ограниченными возможностями могли развивать мелкую моторику рук. Оно выглядит как книга, внутри которой находятся самые разнообразные кармашки, пуговички, крючки и другие виды застежек. Первую книгу Алсу сшила за неделю. Потом производство аналогичных игрушек Алсу поставила на поток, производя две модификации обучающих книг – для мальчиков и для девочек. Для шитья школьница использует ткани, застежки, бусы, ленты и аппликации животных. Преподаватели Тюменской медицинской академии утверждают, что пособия Алсу будут полезны всем без исключения детям: они яркие, красочные, интересные и прекрасно развивают мелкую моторику.

В 10 лет Сергей Валеев (Россия) собрал действующий протез руки (2016 год)

В Казани 10-летний ученик четвертого класса Сергей Валеев собрал из конструктора «Лего» протез руки. Устройство работает на батарейке. Оно надевается на руку, может сжимать и разжимать пальцы, а также захватывать предметы. Сергей посещает кружок робототехники. «Это лего-рука. Она сделана для помощи людям, которые лишились руки или у которых она слабая. Пока, правда, там надо нажимать на кнопки, но в дальнейшем, я надеюсь, можно будет сделать так, чтобы пальцы сгибались по приказанию мозга», – рассказал школьник.

Ольга Чёрная

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер