По сигналу Николая Харчикова боевые самолёты поднимались в воздух

8 января 2019

Он не ходил в разведку, не участвовал в наступлениях. Но важность его роли нельзя переоценить. Рискуя жизнью, Николай Харчиков организовывал телеграфную связь с войсками, контролировал ее работу, отрабатывал схемы, сводки, донесения. По его сигналу поднимались в воздух самолеты и вели бои с противником. 

– Дедушка моего мужа, Николай Петрович Харчиков, родился в 1918 году в Астраханской области, – рассказывает Елена Климович. – Встретиться и поговорить мне с ним не довелось, но о его жизни много поведала его дочь, моя свекровь Любовь Николаевна.

Ребенком он пережил голод, разруху во времена Гражданской войны. В 1939 году в возрасте 21 года был призван в ряды Красной армии. Его направили в Забайкальский военный округ, на базе которого спустя два года был образован одноименный фронт. Там Николай Петрович проходил военную службу в качестве телеграфиста, а затем начальника Военно-телеграфной станции отдельного полка связи при 12-й воздушной армии.

Через Гоби и Хинган

До августа 1945 года задачей фронта являлась охрана дальневосточных рубежей Советского Союза и подготовка кадров для действующей армии и флота. Война требовала четкой и самоотверженной работы по обеспечению связи. «Мы понимали, – рассказывал Николай Петрович, – что на нас лежит важная и ответственная задача. Зачастую не щадя себя, рискуя жизнью, восстанавливали и строили новые линии, резервные узлы. Ведь без связи нет управления, а значит и Победы».

С августа 1945 года Николай Харчиков участвовал в Советско-японской войне.

Войска Забайкальского фронта, наступая с территории Монголии и Даурии, преодолели безводные степи Внутренней Монголии, пустыню Гоби и горные Хинганские хребты, приграничные укрепленные районы, разгромили противостоящие части 44-й, 30-й и 4-й армий противника.

«Наступление наших войск осложнялось непростыми климатическими условиями, – вспоминал ветеран. – Помню, был сезон дождей. Дороги, которые и без того плохие, размыло. Кроме этого, не хватало топлива для танков, его подвозили самолетами. Бои с японцами очень отличались от сражений с фашистами. У них было много смертников. Жертвуя собой, они не только убивали наших солдат, но и выводили из строя технику».

На завершающем этапе войны важнейшей операцией советских войск была Маньчжурская стратегическая наступательная операция. И снова погода и климат были не на стороне наших солдат.

«От жары и жажды многие падали в обморок, – рассказывал Николай Петрович. – К такому пеклу солдаты готовы не были. Но несмотря на это, мы с заданием справились. Сделали всё, что в наших силах».

Маньчжурская операция проводилась в очень отдаленных восточных районах страны, а ее пространственный размах превосходил весь советско-германский фронт на западе в 1,5-2 раза. С минимальными для СССР потерями была обеспечена ликвидация военной угрозы на Востоке, достигнута полная победа над противником уже в начальный период ведения боевых действий.

Подготовка и проведение этой операции потребовали много сил, самоотверженности и героизма от советских бойцов.

2 сентября 1945 года советский народ услышал Обращение Верховного Главнокомандующего о том, что «разбитая наголову на морях и на суше и окруженная со всех сторон Япония признала себя побежденной и сложила оружие...»

Дочь ветерана рассказывала, что как-то спросила у отца, приходилось ли ему на войне убивать противников? Тогда Николай Петрович ответил: «Нет, но моими действиями уничтожали врагов. Я принимал сигналы с постов воздушного наблюдения и тут же передавал их на командный пункт. После этого в воздух поднимались самолеты и вели бои с противником». Он говорил, ему приятно осознавать, что в своевременном обнаружении и наведении наших самолетов на бомбардировщики противника была доля и его труда.

За доблесть и мужество

3 сентября 1945 года «за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами и проявленные при этом доблесть и мужество» Николай Харчиков награжден орденом Красной Звезды.


Из наградных документов
Работая начальником Военно-телеграфной станции в течение двух лет, добился отличной подготовки телеграфистов, механиков и экспедиторов, в результате чего работа телеграфа обеспечила в боевых условиях своевременную и доброкачественную передачу и приём боевых приказов и донесений. В 1985 году ему был вручен орден Отечественной войны II степени.
Одна семья – два героя

– После окончания войны дедушка моего мужа продолжил службу в Забайкальском округе, – говорит Елена Климович. – Там же он нашёл свою единственную любовь – Галину Мироновну Зеляк. Участница Великой Отечественной войны, она – гордость города Муравленко. Галина Мироновна была радисткой в Иркутском полку связи, одном из связующих узлов всей Красной армии. Сейчас ей 95 лет, за свою долгую достойную жизнь она получила множество наград. Среди них – орден Отечественной войны II степени и медали «За боевые заслуги» и «За трудовое отличие». Тогда, в 1945 году, с согласия вышестоящего начальства они поженились. У них родились две дочери, одна из которых моя свекровь Любовь Николаевна. В 1960 году Николай Петрович, демобилизовавшись в звании майора, переехал с семьей в Казахстан. Военное прошлое наложило отпечаток на его характер – он был строгим и требовательным человеком. И в то же время отзывчивым и добрым. Всё свое свободное время посвящал пятерым любимым внукам. В возрасте семидесяти трех лет Николай Харчиков ушел из жизни.

Когда я думаю о Победе в Великой Отечественной войне, первая мысль о том, что она была бы невозможна, не будь наши солдаты и офицеры так преданы Родине, так мужественны и самоотверженны. Каждый сделал буквально всё, что мог, и даже больше…

Инна Юшина

 

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер