Шанс вернуться к жизни есть. Любой метод реабилитации хорош, если человек хочет избавиться от зависимости.

3 августа 2018

Универсального и общепризнанного метода лечения наркомании на данный момент не существует. Большинство специалистов сходятся в том, что наибольший эффект дает сочетание двух подходов: наркомана сначала избавляют от физической зависимости, а после он проходит курс психотерапевтической реабилитации и поддержки.

Одна лишь детоксикация организма проблемы не решает, и риск, что человек, выйдя из клиники, снова примется за наркотики, очень велик. Более того, часто наркозависимые соглашаются на медицинские процедуры не с целью излечиться, а для того, чтобы «почиститься» и потом получать желаемый эффект от меньших доз запрещенных веществ.

Чтобы освободиться от тяги к наркотикам, человеку надо в буквальном смысле начать новую жизнь, иначе думать и чувствовать, принять новую систему ценностей. И тут без наставников или проводников не обойтись. 

Психологическая помощь дает хороший результат, если зависимый настроен на излечение. Так, еще в конце 90-х в России была активно взята на вооружение программа реабилитации «12 шагов» – немедикаментозная методика, поэтапная духовная работа над собой под руководством специалистов. Она одинаково эффективно применяется для работы со всеми формами зависимостей: алкогольной, наркотической, игровой. Есть и множество других методик – как новаторских авторских, так и общепризнанных. Масса клиник и частнопрактикующих специалистов предлагают сегодня излечиться, в том числе и с помощью гипноза – человека «возвращают» в то время, когда он был здоров и ничего не знал о наркотиках, и стараются закрепить в нем ощущение свободы.

Преодолеть пристрастие к психоактивным веществам трудно и подчас невозможно, если после сеансов с психотерапевтом наркоман снова попадает в обычную среду. Оградить от привычного окружения позволяют реабилитационные центры. И если государственное учреждение ставит зависимого на учёт, из-за чего возникают трудности с дальнейшим трудоустройством, частные центры, как правило, работают анонимно.

В России сегодня действуют сотни негосударственных реабилитационных центров, платных и бесплатных. Многие из них организованы по принципу трудовой общины, в которой каждый выполняет свою, посильную часть работы. Кто-то выбирает учреждения закрытого типа, где не разрешены даже свидания с близкими и где за самовольный уход исключают из общины. Другим больше подходят учреждения с не столь строгой дисциплиной, их можно посещать, как дневной стационар, и никто никого не держит. Главное отличие различных центров – даже не программа, а идея реабилитации, то, что ставится во главу угла. Это может быть и вера в Бога, и вера в себя. Практически во всех регионах страны есть центры помощи наркозависимым при храмах и монастырях, где путь к спасению понимается как путь к духовному развитию. Каждому здесь назначается свое послушание, и его надо выполнять наравне с лечением.

В последние годы всё чаще в программах реабилитации сочетают религиозное и светское начало. Как, например, в окружном центре «Ямал без наркотиков» в Новом Уренгое. «Важно, чтобы лечение зависимых было комплексным», – уверен директор центра «Ямал без наркотиков» Артём Карагайтанов. Беседы священнослужителей со своими подопечными, по его оценке, очень эффективны. А кроме религиозных деятелей с реабилитантами должны заниматься психологи и педагоги.

Трудно сказать, какие практики и методики наиболее эффективно помогают избавиться от наркомании. Один из главных показателей – продолжительность ремиссии – времени, когда бывший зависимый не возвращается к наркотикам. По оценкам правоохранительных органов и медиков, которые оперируют данными государственных клиник, излечиваются, то есть не употребляют после реабилитации, всего лишь около 6 процентов наркоманов. Это данные по ремиссии в течение одного года. А потом? Частные учреждения, общины и негосударственные центры приводят куда более оптимистичные данные – 36–50 процентов пролечившихся выдерживают двенадцать месяцев. Сомнительно, что они могут отследить судьбу своих бывших подопечных в течение двух, трех, пяти лет после курса реабилитации и привести достоверную статистику. Наркомания – недуг, который не отступает без тяжелой борьбы. Но вылечиться и вернуться к нормальной жизни всё же можно. Просто надо это захотеть и в это поверить.

Екатерина Сапаровская

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер