Увидеть Землю целиком

11 апреля 2011
Скоро исполнится 50 лет со дня первого полета человека в космос. Сегодня нас уже не удивляют сообщения о длительных путешествиях за пределы родной планеты, о космических туристах. Но все же пока немногим из живущих на Земле удалось увидеть ее с расстояния свыше 300 километров, а тем более выходить в открытый космос. Один из них - российский космонавт Олег Кононенко.

Дорога в космос

Для Олега Кононенко дорога в космос оказалась, как, впрочем, практически для всех космонавтов, долгой. Почти десять лет он проработал в Самаре инженером-конструктором Центрального специализированного конструкторского бюро, но уже тогда готовился к осуществлению своей мечты. Впоследствии перевелся на работу в "Энергию" и вступил в отряд космонавтов, где начал подготовку к стартам. В Центре подготовки космонавтов это было изучение космического корабля, условий полета, тренировки, связанные с перегрузками, испытания на выживание - на земле и в море. Были выезды за границу в космические агентства стран-участниц проекта Международной космической станции для знакомства с оборудованием в сегментах этих стран, совместные тренировки с иностранцами - будущими членами экипажа, с которыми предстояла совместная работа. Тренировался и в сурдокамере, которая еще со времен Гагарина считается серьезным испытанием для тех, кто хочет стать космонавтом.

- В сурдокамере по большому счету нет ничего особенного, - рассказывает Кононенко. - В режиме изоляции находишься всего пять суток. Сложность только в одном - 72 часа РНД (режима непрерывной деятельности). Это означает, что в течение трёх дней ты работаешь без сна. Выполняешь суточную циклограмму - рутинная работа, психологические тесты, решение математических задачек, съём медицинских параметров. Без отдыха, с перерывом на приём пищи и гигиену. Все это время врачи и психологи извне наблюдают за всеми действиями испытуемого, измеряют всю физиологию и делают выводы.

Долгожданный старт

Особенностью 17-й экспедиции на МКС стало то, что впервые оба российских космонавта в её составе были новичками в космосе. Ранее такое бывало только в самых первых групповых полётах в 1960-х годах... Первое время работы на станции прошло в штатном режиме. Кононенко легко адаптировался к невесомости.

Так долго ждал он этого полета, что сразу же занялся работой на орбите, радовался каждой минуте, проведенной на космической станции. Хватало и общения.

Космонавт из Кореи Сойон Йи, которая была в одном экипаже с Олегом, пробыла на станции 10 дней, потом на орбиту доставлялись и другие члены экипажа. Партнеры по МКС живут по определенным правилам, выбирают язык общения, используемую связь, правила совместного общежития.

Полгода Олег работал бок о бок с Сергеем Волковым.

- Научная программа была обширной, интересной, - вспоминает Кононенко. - Вместе с Сергеем мы провели более 470 сеансов по почти 50 экспериментам, связанным с космическими технологиями, материаловедением, геофизическими исследованиями, медико-биологическими проблемами, исследованием природных ресурсов и экологическим мониторингом. Нам удалось сделать фотографии всех стадий развития тропического урагана "Айк", возникшего в Атлантическом океане. Из-за урагана тогда была на неделю прервана работа в Центре управления полетом в Хьюстоне. Сфотографировали извержение вулкана Чайтен на юге Чилийских Анд. При полете над ним возникло ощущение, что клубы пепла и пара дошли прямо до станции...

Во время этого полета Кононенко провел в открытом космосе в общей сложности 12 часов 15 минут. Космонавт рассказал, почему это было необходимо.

- Первый наш выход оказался внеплановым. Дело в том, что два предыдущих экипажа вернулись на Землю не по штатной управляемой траектории, а по баллистической, с десятикратной нагрузкой на организм. Специалисты предположили, что виновата неисправность одного из пироболтов. Поэтому было принято решение демонтировать пироболт на нашем "Союзе" и вернуть его на Землю для исследования. На выполнение этой задачи ушло 6 часов 19 минут. Второй выход был заранее запланирован и прошел в штатном режиме. Кононенко справился с еще одной очень сложной задачей, за что с подачи СМИ его тогда назвали "космическим сантехником". Легко подыскивать емкие названия на Земле, а вот когда российский и американский экипажи оказались без туалета, на орбите было не до шуток. Если бы Олег не починил его, а это весьма сложное устройство стоимостью в миллионы долларов, пришлось бы сворачивать международную космическую программу и возвращать космонавтов и астронавтов на Землю.

Еда и "одежда"

Скафандр для каждого космонавта готовят персонально. Первый скафандр Олегу сделали, когда он был дублером. Срок службы скафандров 4 года, а дальше они отправляются на хранение. Кононенко рассказал про еще одно персональное приспособление для космонавта - ложемент, изготовленный из специального прочного материала. Он чем-то похож на кресло, но необычной формы. В ложементе космонавт во время вывода на орбиту проводит двое суток, лежа в позе эмбриона... Форма ложемента отливается "с натуры" - почти голый космонавт заливается гипсом, а потом его аккуратно поднимают вверх лебедкой. По слепку делают ложемент. Все должно точно совпадать с "оригиналом", иначе во время выведения корабля на орбиту от перегрузок можно получить травмы.

Обитатели стации часто менялись своими съестными припасами: каждая страна космическую еду готовит по-разному, и ассортимент тоже различается.

- Наше питание - это супы: гороховый, харчо, овощной. В банках у нас мясо с картошкой, рис с картошкой, азу с мясом, вермишель с мясом, многие другие консервированные продукты, - рассказал Олег. - Есть и хлеб "Бородинский", ржано-пшеничный сдобный, коврижка медовая, сок вишнево-яблочный, мармелад, крекеры, соус томатно-овощной. В американском питании собрана вся кухня мира, десерты, напитки. С большим удовольствием, мы, конечно, ели и американскую еду.

Открытие... Земли

- Когда мы возвращаемся из космоса, то чаще всего разговариваем о том, что увидели. Самый редкий вид - Земля издалека. Первый полный вид Земли впервые увидел экипаж "Аполло-8". Кто-то из них сказал: "Мы проделали весь этот путь, чтобы исследовать Луну, а открыли Землю...". Всего лишь не более двух десятков людей видели Землю целиком. Те, кто долетали до Луны. Все остальные видели только одну из частей Земли - ее изгиб, потому что летают по околоземной орбите... В составе российского сегмента МКС находится модуль "ПИРС". Из него мы выполняем выходы в открытый космос. Для этого в нем имеются два выходных люка. Они абсолютно одинаковые и используются в зависимости от того, с какой стороны удобнее выходить в космос. В каждой крышке выходного люка установлен иллюминатор. И только через эти иллюминаторы можно увидеть и оценить великолепие и красоту Земли...

У причала стоят мои корабли...

После приземления Кононенко спросили, через сколько времени он хотел бы опять отправиться в космос. "Хоть сейчас!" - был ответ. Оценив состояние здоровья Кононенко, его знания и опыт, его опять решили послать на орбиту.

Старт к МКС намечен на 25 ноября 2011 года на транспортном корабле "Союз ТМА-03М". Командир экипажа - Олег Кононенко, бортинженер - астронавт Европейского космического агентства Андре Кейпес, еще один бортинженер Дональд Петтит из НАСА. Кононенко станет не только командиром корабля, который отправится на орбиту, но затем и командиром самой станции. Так повелось, что командирами по очереди назначаются то американские астронавты, то российские космонавты. На этот раз основная ответственность ляжет на плечи Олега...

Досье

Олег Кононенко - космонавт-испытатель ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С. П. Королёва.

С 8 апреля по 24 октября 2008 года выполнял космический полет в качестве бортинженера космического корабля "Союз ТМА-12" и 17-й основной экспедиции на МКС. Продолжительность полета составила 198 суток 16 ч 19 мин. 48 сек. Совершил два выхода в открытый космос, награжден медалью "Золотая Звезда" Героя Российской Федерации и знаком "Летчик-космонавт РФ".

Источник: "События Мыравленко"