4 февраля 2022
Автор: Юлия Сидарюк

Для большой и дружной семьи Давыдовых война стала серьезным испытанием, которое они выдержали с достоинством. Многодетный отец Василий Фёдорович служил военным фельдшером еще в Первую мировую, был ранен. Когда в годы Великой Отечественной снова пришло время защищать Родину, уже его сыновья – Павел, Сергей, Георгий и Фёдор – один за другим ушли на фронт. Двоих своих детей Давыдовы так и не дождались...

Предок учителя истории четвертой школы Муравленко Елены Афонькиной по материнской линии Василий Фёдорович Давыдов родился в 1886 году в Тамбовской губернии. Семейная история гласит, что в первом десятилетии XX века он вместе со своими братьями Иваном и Антоном жил на границе с Китаем. В годы Первой мировой воевал в Польше и был комиссован по ранению. Женился и вместе с супругой Феодосией перебрался в Красноярский край.

– У Давыдовых было двенадцать детей, но выжили и выросли из них только восемь: Клавдия, Павел, Евгения, Сергей, погодки Георгий и Фёдор, двойняшки Надежда и Вера, – рассказывает Елена Николаевна.

Ушёл и не вернулся

Одним из погибших в годы войны сыновей Давыдовых был Павел, прадед Елены Афонькиной. Успевший к тому времени стать отцом четверых ребятишек, Павел Васильевич погиб при освобождении Украины.

– Его дочь, моя бабушка по маме Валентина Павловна Давыдова (Вернигор) родилась 24 сентября 1934 года. Бабуля ушла из жизни три года назад и успела мне много рассказать о своем военном детстве и большой семье Давыдовых, –говорит Елена Николаевна. – Ее родители Павел Васильевич и Ефросинья Родионовна с четырьмя детьми перед войной переехали из родового села Ольгино Уярского района Красноярского края на рудник Мирный в Хакасской автономной области. Когда началась война, старшей Ане было 9 лет, моей бабушке Вале – семь, Коле – пять, и младшему Вите – два годика.

Прадед Елены служил милиционером, охранял золотые прииски на руднике Мирном. В декабре 1941 года Павел Давыдов был призван на фронт Ширинским РВК Хакасской автономной области Красноярского края. По данным портала «Память народа», сначала он служил в 7-й бригаде 202-й танковой дивизии. На тот момент уже рядовой 283-гострелкового полка 140-й стрелковой дивизии Павел Васильевич Давыдов погиб в бою 20 июня 1944 года в ходе освобождения Украины от фашистов. Похоронили бойца у церкви села Нестеровцы в Тернопольской области.

Дети войны

– Моя бабушка – ребенок войны, этот статус она имеет официально. Великая Отечественная оставила большой след в ее жизни, – продолжает Елена Николаевна. – В то время они жили в таежной деревне Игарка Красноярского края. Постоянно хотелось есть. Бабуля рассказывала, что летом варили суп из крапивы. Как только сходил снег, в поисках пропитания уходили в горы. Искали лилии саранки, гусиный лук, луковицы которых ели. Осенью в тайге били кедры, добывая орехи. Работавшая на животноводческой ферме мать иногда приносила в карманах пыль от дробленки – корма для скота. Пыль мешали с водой, она разбухала, превращаясь в подобие желе, которое пили. Еще после забоя скота матери удавалось добыть кишки. Предварительно вымочив и очистив, на них варили похлебку…

В 1944 году с Витей, самым маленьким братиком бабушки, произошел несчастный случай. Мать принесла с фермы говяжий жир, растопила его и оставила в сенях. Родители в те времена были вынуждены оставлять детей одних дома, потому что много работали, а присмотреть за малышами было некому. В общем, пятилетний Витя самостоятельно наелся говяжьего жира. Истощенный организм не выдержал, и ребенок умер.

Бабушка часто вспоминала, как летом они помогали местному пастуху-эвенку пасти в лесу свиней. Тот умело управлял животными с помощью бича, часто подкармливая их. Можно только догадываться, как ребятишки завидовали этим свиньям. Естественно, такого лакомства, как хлеб, дети войны даже не пробовали, ведь зерно шло на прокорм животных. Еще одним из ярких воспоминаний моей бабушки было, как после забоя выращенного скота мясо везли на подводах и санях к ближайшей станции, откуда отправляли на фронт.

На Алтае

В 1945 году осиротевшая семья переехала в город Рубцовск Алтайского края вслед за эвакуированным туда тракторным заводом, куда устроилась Ефросинья Родионовна. Многочисленные потомки Павла Васильевича и его жены до сих пор живут в этом городе. – По вечерам прабабушка еще подрабатывала уборщицей в вечерней школе, чтобы Валю, так и не начавшую учиться из-за войны, приняли сразу в четвертый класс, по возрасту.

Бабуля Валя окончила ветеринарное училище, потом приехала работать в село Травное Мамонтовского района Алтайского края. Там вышла замуж за моего деда Ивана Егоровича Вернигора, в 1957 году появилась на свет моя мама Нина. Бабушка всю жизнь, вплоть до пенсии, работала в колхозе ветеринарным врачом, была ветераном труда, – вспоминает внучка.

Лётчик, командир звена Сергей Давыдов, 1945-1946 гг.

Лётчик Давыдов

– Из всех сыновей Василия Фёдоровича Давыдова самой непростой в годы войны, наверное, оказалась судьба Сергея, – продолжает свой рассказ Елена Афонькина. – Родился младший брат моего прадеда в 1915 году и к началу войны был уже кадровым военным. Согласно наградным документам, Сергея призвали райвоенкоматом города Абакана в октябре 1940 года. В составе 218-го штурмового авиационного полка командир звена младший лейтенант Сергей Давыдов с июня по сентябрь 1941-го бил врага на Центральном фронте. В одном из воздушных боев над территорией, захваченной врагами, самолет Давыдова сбили, и он попал в лагерь для военнопленных. В фашистских застенках наш Сергей провел почти год и официально считался пропавшим без вести, пока в августе 42-го не совершил побег… К сожалению, подробностей этой истории мы не знаем.

В партизанской бригаде Никитина

Из информации, полученной из военных документов на имя летчика Давыдова, опубликованных на портале «Память народа», становится ясно, что после побега из лагеря он попал в партизанскую бригаду Николая Никитина, с июля по ноябрь 1942 года действовавшей на территории оккупированных немцами Минской и Витебской областей. Партизанские группы были созданы из советских военнослужащих, попавших в окружение, военнопленных и жителей деревень. К осени 1942-го в бригаде насчитывалось более 400 партизан. В ноябре она вышла в советский тыл и была расформирована.

Под вопросом пока остается, где находился Сергей

Васильевич с ноября 1942-го, когда партизаны вышли к своим, по апрель 1944 года, когда он начал служить в 34-м запасном авиаполку... Семейная легенда гласит, что отбывал наказание за то, что попал в плен.

Несмотря на такой неоднозначный, непростой боевой путь, майор Давыдов был награжден двумя орденами Красной Звезды – в 1945 и 1953 годах, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью «За боевые заслуги» в 1950 году, орденом Красного Знамени в 1956 году и орденом Отечественной войны II степени в 1987-м.

Не зная усталости

Боевой орден Красной Звезды командир звена 34-го запасного авиаполка 9-й запасной авиационной бригады Московского военного округа Сергей Давыдов получил за то, что неустанно готовил молодых летчиков к боевым вылетам.

Из ВВС СССР Сергей Васильевич ушел на заслуженный отдых в 1958 году. После войны жил во Фрунзе, занимал руководящую должность на железной дороге.

Встреча Давыдовых. г. Рубцовск, 1957 год. Слева в верхнем ряду - Фёдор, Сергей (в форме) / фото из архива семьи Давыдовых

Младшие братья

Двадцатитрехлетним парнем ушел на фронт в мае 1942-го вслед за старшими братьями Георгий Давыдов. К этому времени он уже был женат и работал в школе учителем физкультуры. Лето провел вместе с 80 курсантами 1-го учебного батальона 288-го запасного стрелкового полка в Омском минометном училище. А еще через несколько месяцев наскоро обученных новобранцев бросили в самое пекло войны – под Сталинград.

В октябре 1942 года 62-я стрелковая дивизия, куда попал Георгий, вела бои близ села Кузьмичи Сталинградской области. 28 октября 1942 год автоматчик Давыдов пропал без вести в районе северо-восточнее села Кузьмичи. Это всё, что знают о его гибели родственники.

Последний из братьев Давыдовых – Фёдор – был на год младше Георгия. В 1938-м его призвали в армию, нес срочную на Дальнем Востоке. Когда пришло время возвращаться домой, началась война. Родные лица Фёдор Давыдов увидел лишь через несколько лет.

Всю Великую Отечественную он прослужил на Дальнем Востоке, охраняя границу с Китаем. Близкие вспоминают, что Фёдор Васильевич был киномехаником, а после войны привез с собой на малую родину полкового друга, который стал мужем одной из его сестер.

– Я очень благодарна редакции «Нашего города» за рубрику «Бессмертный полк». Иначе я так и не узнала бы столько захватывающих подробностей о своей семье, – признается Елена Николаевна. – Всё-таки, когда проникаешься прошлым, изучая свою родословную, боевой путь прадедов, начинаешь лучше понимать, насколько трудно было в то время и как много они сделали для нашей благополучной и мирной жизни.

Из наградного листа:

«…С апреля по октябрь 1944 года его звеном было подготовлено 76 одиночных экипажей, из них 19 – лично Давыдовым. Полностью по курсу подготовки штурмовой авиации без летных происшествий с налетом на каждого – в среднем 20–21 час. Переучено с самолетов Ил-2 – 45 человек, У-2 – 23 человека, со скоростных бомбардировщиков – 8 человек. С июля по август 1944 года со своим звеном переучивал летный состав 615-го штурмового авиаполка с самолетов У-2... За это время товарищ Давыдов и его звено проделали большую работу. Летный день длился с 4 утра до 9 вечера. Сам Давыдов налетывал по 4–5 часов в день, не зная усталости. Материальную часть самолета Ил-2 – с мотором АМ-38 знает хорошо и грамотно ее эксплуатирует. Летает на самолетах У-2, УТ-2, Ил-2, имеет общий налет 670 часов, из них на Ил-2 – 196 часов. Лично летных происшествий не имеет. Дисциплинированный, имеет ряд благодарностей за хорошую подготовку летного состава. Вывод: за подготовку 76 одиночных экипажей без летных происшествий полностью по курсу боевой подготовки ША достоин награждения орденом Красной Звезды...»

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер