7 мая 2021
Автор: Юлия Сидарюк

Эхо Великой Отечественной раздавалось еще долго после ее окончания. Даже представить сложно, как много детей бойцов, погибших на полях сражений или замученных в фашистских лагерях, так и не увидели своих отцов и дедов, навсегда остались без мужской защиты и воспитания. Как много внуков так и не познало дедовой любви...  Жительница Муравленко Людмила Левицкая – одна из таких потомков победителей. Ее дедушка – сапер 133-го отдельного гвардейского саперного батальона Иван Костоваров, воевавший в составе прославленного 1-го танкового корпуса, погиб задолго до ее рождения, освобождая от фашистов Польшу.

Родился Иван Алексеевич Костоваров 9 октября 1914 года в селе Красный Октябрь Ворошиловградской области. В двадцатилетнем возрасте устроился рабочим на Ворошиловградский тепловодостроительный завод, трудился слесарем и токарем. На фронт 27-летнего мужа Мария Пет-ровна провожала с тяжелым сердцем. На ее руках оставались три маленькие дочки – пятилетняя Анна, трехлетняя Клавдия (мама Людмилы Егоровны) и годовалая Валентина. Старшие дочери Костоваровых до сих пор живут в родном городе, только теперь он носит прежнее название – Луганск.

Неразорвавшийся снаряд

– Когда в 1941 году началась война, дедушка по первой же мобилизации ушел на фронт, – рассказывает Людмила Егоровна. – Бил врага под блокадным Ленинградом, освобождал от фашистов Ленинград, города Украины, Карпаты, Польшу. По воспоминаниям дочерей, дедушка Ваня приходил в крат-косрочный отпуск в ноябре 1943 года, как раз после снятия блокады Ленинграда. Видимо, после тяжелых боев корпус отправили на отдых и Ивана Алексеевича отпустили, так как его дом разбомбили немцы и семья осталась без крыши. Страшно то, что снаряд не разорвался, а ушел вместе с половиной дома в землю и лежит там до сих пор. Бабушка Маша особенно жалела о швейной машине, которая там осталась. Наверное, это было самое ценное в семье. Спустя десять дней родные проводили Ивана с вокзала и больше не видели своего сына, мужа и отца – зимой 1945-го в Ворошиловград пришла похоронка...

Открытка с фронта

События, участником и свидетелем которых стал Иван Костоваров, в полной мере отражает журнал боевых действий 8-го гвардейского механизированного корпуса, который можно найти на портале «Память народа».

...В марте 1944 года 8-й гвардейский механизированный корпус, входивший в состав прославленной 1-й танковой армии, преодолел по бездорожью
и распутице украинских дорог около 400 километров. Дороги оказались непроходимыми для колесного транспорта, местами его приходилось проталкивать целыми стрелковыми частями, саперным батальоном корпуса, в котором служил Иван Костоваров, и даже танковыми подразделениями. Погода была переменчивой: бушующая метель с обильным снегопадом сменялась потеплением, переходящим в густой туман. Всё это прев-ращало болотистые участки в трясины, по которым даже пехоте было трудно двигаться. Совершив непростой марш, 8-й ГМК вступил в 10-дневные наступательные бои.

Почти весь апрель корпус продолжал удерживать занятые рубежи, отбивая ожес-точенные контратаки противника. В эти дни ефрейтор Костоваров писал родным: «Здравствуй, дорогая семья. Сообщаю вам, что я жив и здоров, чего и вам желаю. Шлю вам чистосердечный привет и желаю наилучшего в вашей жизни. Мама и Маруся, обо мне не беспокойтесь, я пока жив и здоров по-прежнему. Нахожусь в пути уже больше месяца. Привет всем-всем. Ваш Ваня. 10 апреля 1944 года». Эту открытку с почерком родного человека потомки Ивана Кос-товарова хранят до сих пор.

Роковые улицы вжесни

В результате весенней операции 1944 года войска 1-го Украинского фронта освободили несколько областей Правобережной Украины и вышли в предгорья Карпат. За образцовое выполнение заданий командования при боевых действиях в Прикарпатской операции 8-му гвардейскому механизированному корпусу было присвоено звание «Прикарпатский». Фронтовые дороги вели Ивана Костоварова через знаменитый Сандомирский плацдарм к месту гибели.

Сразу после освобождения Варшавы 17 января 1945 года войска 1-го Белорусского фронта продолжили преследование противника. Командующие танковыми армиями получили приказ не ввязываться в затяжные бои в городах и селах, а стремительно продвигаться вперед. Преследуя фашистов, части корпуса 18 января вышли к реке Варта. Форсировав ее по восстановленному мосту, 1-я танковая бригада захватила плацдарм на западном берегу и вступила в напряженные бои. Встретив яростное сопротивление большого гарнизона немцев, наши бойцы были всё же вынуждены вступить в уличные бои. Заняв польский город Вжесня, части корпуса 22 января ворвались с юга в город Познань. Именно в эти дни на улицах Вжесни погиб сапер-разведчик Иван Костоваров.

– Дедушка с разведкой нап-равлялся в центр города, где и был убит немецким снайпером. Боевые товарищи похоронили его в одиночной могиле у садовой ограды в самом центре города, – вспоминает рассказы родных Людмила Егоровна.

Осиротевшие жена и дети Ивана Алексеевича жили после войны очень трудно. Чтобы прокормить троих детей, Мария Петровна меняла вещи на продукты. Дом топили углем. Как вдове участника войны, он доставался ей в половину стоимости. Приходилось подрабатывать, наниматься делать ремонты – красить, белить.

– Знаю, что бабушка трудилась охранником и фельдъегерем на почте. Работала сутки через двое, а в свободное время шила детям платья на швейной машине. Моя мама и ее сестры на всю жизнь запомнили, как в годы войны и еще долго после нее получали хлеб по карточкам. На человека полагалось 300 граммов в день, – продолжает внучка героя. – В 1986 году останки погибших в годы войны освободителей были перезахоронены в общую братскую могилу, которая находится в центре Варшавы. Моя тетя Анна Ивановна, старшая сестра мамы, посещала место упокоения их отца в Польше.

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер