12 апреля 2021
Автор: Юлия Сидарюк

«Добрая милушка Татьяна! Эта открытка принадлежит сыну. Ты ее береги, пусть будет ему память об отце, если меня убьют. Ну пока, целую, твой Н. М. 19 февраля 1945 года»

Я очень дорожу этой открыткой с изображением мирной жизни в сельской глубинке, которую дедушка Николай Григорьевич Миронов прислал моему папе с фронта. Слова на ее обороте написаны рукой моего деда, которого я никогда не видела. Бабушка Татьяна Илларионовна ее действительно сберегла. Почему-то никто из родных не придавал этой открытке большого значения. А я, когда нашла ее среди документов отца, очень обрадовалась и даже заплакала, – рассказывает Елена Вячеславовна Сохарева. – О своем дедушке я, к сожалению, знаю слишком мало. Картина его боевого пути вырисовывается в основном благодаря обнаруженным на портале «Память народа» документам.

Семейная трагедия

Еще до войны молодой москвич женился на Танечке Лубовой, которая была на шесть лет моложе мужа. За год до начала войны, 4 июня 1940 года, у Мироновых родился первенец Вячеслав. Еще через два года – 7 июня 1942 года – его младший брат Леонид.

После войны бабушка и дедушка развелись. Мой папа с матерью Татьяной Илларионовной и младшим братом какое-то время жили в Карелии. В 1958 году перебрались в Таджикистан. Там познакомились и поженились мои родители, там родилась я, – рассказывает Елена Вячеславовна. – В 1962 году в нашей семье произошла трагедия. Папин брат Леонид служил в армии на Дальнем Востоке. Уже после демобилизации он погиб где-то в Маньчжурии. Предположительно, его укусил клещ.

«Без Победы не было бы нас»

Еще пять-шесть лет назад Елена Вячеславовна не могла бы рассказать о своем дедушке ничего. Даже даты рождения его не знала. В преддверии 70-летия Великой Победы внучка начала поиски хоть какой-то информации о ветеранах своей семьи. Пыталась сама найти сведения об отце папы на сайте «Подвиг народа», но без даты рождения или хотя бы его воинского звания сделать это было невозможно.

Мне так хотелось пройти в рядах «Бессмертного полка» с его портретом. Но главное – оставить детям нашим память о тех, кто дал им жизнь. Без Победы не было бы и нас, как бы пафосно это ни звучало, – говорит внучка ветерана. – Про деда никто в нашей семье ничего не говорил, уж и не знаю почему. Мы жили в Таджикистане, а дедушка в Москве. И, скорее всего, с новой семьей. Они с бабушкой по неизвестной нам причине расстались после войны. Отец каждый год ездил в столицу к деду и своим друзьям. Когда в начале 90-х Николай Григорьевич умер, папа поехал на похороны. Это, как я помню, был последний раз, когда он побывал в Москве.

В боях был ранен

Сегодня благодаря выложенным в общий доступ архивным документам внучке ветерана известно, что ее дед Николай Григорьевич Миронов родился в 1916 году в Москве по адресу: переулок 2-й Кирпичный, 15, квартира
№ 55. Согласно наградным документам с портала «Память народа», в ряды Красной армии Николай Миронов был призван в мае 1941 года Щелковским РВК Московской области.

Первую половину 1943 года рядовой Миронов в составе 13-й гвардейской кавалерийской Ровенской Краснознаменной дивизии 6-го гвардейского кавалерийского корпуса воевал на Воронежском фронте. До января 1944-го дивизия в составе Западного фронта освобождала Белоруссию. С начала 1944 года и до самой Победы в составе 1-го, а затем 2-го Украинского фронтов гнали бойцы дивизии врага с территории Украины и Польши.

В сентябре 1944-го музыкант трубвзвода 46-го гвардейского кавалерийского полка гвардии рядовой Николай Миронов был награжден медалью «За боевые заслуги». Ходатайствуя о награде, его командир писал: «…находясь в составе полка с декабря 1941-го по апрель 1944 года, рядовой Миронов показал себя смелым, энергичным. В боях с немецкими захватчиками был ранен. Точно и в срок выполнял все приказания и поручения командования. Участвуя в кружках художественной самодеятельности, много внимания уделял культурному и веселому отдыху бойцов и офицеров».

Победной весной 1945-го, пройдя с освободительными боями по Европе, бесстрашный музыкант был представлен к ордену Славы III степени за спасение боевого знамени полка.

Из наградного листа:
…Находясь в группе по охране знамени полка, товарищ Миронов одновременно является связным. Часто под огнем противника доставлял боевые приказания командования полка в боевые подразделения, что давало возможность командованию проводить успешные боевые операции. 17 декабря 1944 года в бою за деревню Керестур полк попал в окружение, и знамя полка находилось в таком положении, что могло бы быть захвачено противником. Товарищ Миронов вместе с другими товарищами, действуя смело и мужественно, пробились сквозь кольцо к основным силам полка, в результате чего знамя полка было спасено.

Пропавший без вести

Помимо прочих, на портале «Память народа» нашелся документ от 12 ноября 1947 года. Адресован он начальнику Управления по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава. Документ гласит: «При этом препровождаю именные списки на военнослужащих рядового и сержантского состава по Щелковскому району, находившихся на фронтах в период Великой Отечественной войны.
Родственники длительное время не имеют сведений об их судьбе. Надо полагать, они погибли и пропали без вести».

Напротив Миронова Николая Григорьевича стоит пометка, что последнее письмо от него жене пришло в апреле 1945 года. Возможно, именно здесь кроется ответ на загадку расставания после войны Николая и Татьяны Мироновых, которую пока их внучка Елена не разгадала.

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер