19 марта 2021

Пять взрослых сыновей было у Семёна Николаевича и Евдокии Степановны Крыловых, когда началась Великая Отечественная. На фронт ушли все – от 37-летнего Гавриила до 20-летнего Степана. В родном Ставрополье остались их жены, дети и немолодые уже родители. Крыловым повезло – все братья, пройдя через ад той войны, вернулись домой.

Отважный связист

Воевал с августа 1941-го телефонистом в 113-м отдельном батальоне связи 295-й стрелковой дивизии старший из братьев Гавриил Семёнович. Отважный, отлично знающий свое дело связист был ранен в боях под Барвенково в ходе Харьковской операции. Неоднократно участвовал в бое-вых операциях, обеспечивая бесперебойную работу линий связи. После боев за кавказское село Чегем в октябре 1942 года был представлен к медали «За боевые заслуги».

Из наградного листа

...Противник массовыми налетами авиации бомбил КП 295-й стрелковой дивизии и прилегающие районы, самолеты гонялись буквально за каждым человеком. Товарищ Крылов в течение целого дня устранял многочисленные порывы линий, поддерживал связь командного пункта своей дивизии с полками. Под разрывом бомб и пулеметным обстрелом самолетами работал на столбах, переползал по линии, восстанавливая связь. Благодаря его самоотверженной работе связь с полками была обеспечена.

Огонь, батарея!

– Восемнадцатилетним мальчишкой ушел на фронт в 1944-м и его сын Иван. Орудийный номер 1-й батареи 145-го гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка Иван Крылов за свой непродолжительный боевой путь успел отличиться, дошел до Берлина. Согласно наградному документу, во время одного из боев 22 апреля 1945 года при налете авиации противника Иван Гавриилович был ранен, но не оставил орудие, пока не была отдана команда «отбой», – рассказывает внучка младшего из братьев Лина Липовская.

В составе 61-го стрелкового полка воевал второй по старшинству из братьев – Афанасий. В ноябре 1943-го старший сержант получил сквозное пулевое ранение левого голеностопа, лечился в госпиталях до февраля 1944 года, а потом вновь был направлен на фронт.

Всю войну в составе 58-го отдельного автополка 18-й автобригады 1-го Белорусского фронта крутил баранку шофер 1-й роты 4-го батальона Михаил Крылов. В марте 1944-го и этот брат был представлен к медали «За боевые заслуги».

Из наградного листа

...За время работы со 2 по 20 марта 1944 года по доставке продфуража и боеприпасов для 3-й и 50-й армий со станции Костюковка и станции Уза, несмотря на труднопроходимую дорогу в связи с распутицей, все силы отдавал на своевременную доставку груза. Все мелкие неисправности устранял в пути во время отдыха, автомашину содержит всегда в хорошем состоянии и боевой готовности, за время работы не имел аварий и поломок. За этот период времени его автомашина прошла 2 940 км, в том числе с грузом 1 430 км, перевез 12 тонн груза.

Превратности судьбы

– Служил где-то под Брестом дедушка Митя. Он почти сразу попал в плен и всю войну провел в концлагере. Документы военнопленного Дмитрия Крылова мне пока найти не удается, но надежды не теряю, – продолжает Лина Николаевна. – Нашей семье действительно повезло, ведь все пятеро братьев сумели выжить в той страшной войне. Трагедии, одна за другой, случились уже после войны. Мой дедушка Степан, его братья Гавриил, Михаил и племянник Иван Гавриилович погибли в результате несчастных случаев. Дожили до старости только Афанасий и Дмитрий. Вот такая судьба...

«Что скажет Стешка?..»

Дедушка Лины Николаевны Степан Крылов – самый младший из братьев. Младше его на год была только единственная в семье девочка – сестренка Мария. Степан Семёнович женился еще до войны, совсем молодым парнем. В 1939-м его забрали на срочную службу, а в 1940-м Меланья Ивановна родила их первенца Надежду. На фронт он попал, не успев демобилизоваться, и в общей сложности провел в армии семь лет. С апреля 1942-го воевал на Карельском фронте. Орудийный номер 1-й батареи 69-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона Степан Крылов в марте 44-го был представлен к медали «За отвагу». Ходатайствуя о награждении, командир писал: «...14 января 1944 года товарищ Крылов стрелял с переднего края по дзоту противника с дистанции 300 метров. Орудие израсходовало все снаряды, а задача была еще не выполнена. Боеприпасы находились в 50 метрах от огневых позиций, путь к ним обстреливался пулеметным огнем противника. Товарищ Крылов, не медля ни минуты, рискуя жизнью, пополз за снарядами и за два рейса доставил 20 штук на огневую позицию. Задача по уничтожению вражеского дзота была выполнена».

В родной хутор Водный Степан Семёнович вернулся только через год после Победы. На свет появилось еще трое детей, но жизнь одной из малюток унесла болезнь. Многодетный отец работал кузнецом, его жена Меланья Ивановна занималась домом и детьми. Полному сил и энергии Степану Семёновичу было всего 32, когда жизнь его оборвалась. Младшей дочке Валюше, маме Лины Николаевны, в это трагическое для семьи время было всего 8 месяцев.

– Дедушка Степан не давал работать жене. После его смерти ей пришлось нелегко. Она пошла трудиться в свинарник. Была строгой матерью трем своим детям – Надежде, Владимиру и Валентине. Одна поставила на ноги, дала образование. Замуж больше так и не вышла. Когда сватались, отвечала: «Мои дети никому не нужны». И добавляла: «Стешка на меня обидится», – вспоминает внучка. – Когда после гибели деда, желая помочь вдове, мою маму предлагал забрать на воспитание старший брат деда Гавриил, бабушка отказалась наотрез: «Что скажет Стешка? Он бы не одобрил». Эти слова она повторяла всю жизнь. А еще до последнего не давала менять старый железный памятник на могиле мужа.

Вдова фронтовика Меланья Крылова ушла из жизни в 83 года, пережив своего любимого почти на 50 лет. И до последних дней своих переживала: «Как меня Стешка примет? Он ведь молодой, а я совсем старая».

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер