Диалог между оленеводами и властями: как спасти тундру и защитить интересы оленеводов

27 октября 2016

Программы по развитию оленеводства на Ямале нуждаются в корректировке. Долгие годы эта отрасль не регулировалась. Результатом стало беспощадное отношение к тундре со стороны людей, что привело к истощению оленьих пастбищ и перевыпасу поголовья оленей. Сегодня власти вместе с оленеводами ищут цивилизованный способ решения вопроса.

О том, сколько всего оленей сможет прокормить тундра, сегодня спорят и в стойбищах, и в высоких кабинетах. В поисках истины чиновники поехали в тундру, а оленеводы сменили малицы на костюмы. Мнения разные, но цель общая - сохранить традиционный мир и источник дохода тундровиков. 

МАРАТ АБДРАХМАНОВ, депутат Законодательного Собрания ЯНАО: «Если мы совместными усилиями не найдем приемлемых, ресурсосберегающих способов как пасти оленей, то завтра наш бренд  - наши уважаемые ненцы станут оседлым народом».

Нынешний вид хозяйствования в тундре достиг критической массы. От пастбищ практически ничего не осталось, олень истощен, а на забой гонят животных, не способных пережить зиму. Последняя перепись показала: только в Приуральской тундре кочуют 584 семьи. Они выпасают 119 тысяч голов, из них 80 процентов принадлежит частникам. Летняя вакцинация доказала - в реальности стадо в полтора раза больше. 

СЕРГЕЙ ЯМКИН, председатель Законодательного Собрания ЯНАО: «Оленей, естественно стало больше, зря они лукавят. Сегодня многие оленеводы содержат оленей родственников, которые находятся в городах и поселках. Это тоже большая проблема. Они начинают делить и показывать. Ой, у меня брат там живет в Салехарде или Лабытнангах, но это ж неправильно».

Оленеводы готовы сдавать мяса больше при условии, что поднимут закупочную цену и сократят сроки расчета. Есть случаи, когда полной оплаты оленеводы ждут по полгода и более. Первую часть денег им выплачивают за счет субсидий, остальное - после реализации. Здесь условия диктует рынок - чем лучше мясо, тем скорее его купят. 

НИКОЛАЙ ВЫЛКО, председатель оленеводческо-промысловой общины «Тэсавэй»: «Сегодня мне деньги нужны. Я вместо тринадцати или двадцати семи выполню, может сорок. Кто его знает? Если бы были гарантированы деньги или предоставление субсидий».

Власти уже разработали экономический механизм стимулирования - продлили забойную кампанию и, по просьбе самих оленеводов, готовы ввести дифференцированный подход к закупочным ценам. Мясо первой категории может стать дороже, второй - дешевле. Также обещают поработать над рынком сбыта. Тундровикам тоже придется пойти навстречу, и начать можно с соблюдения графика забоя.

ВАДИМ КАЛИНИН, генеральный директор ОАО «Салехардагро»: «Фактория две недели работает, а никого нет. Оленевод посчитал, что ему нужно за продуктами съездить, но мы же несем тоже убытки.

А панты это! Я могу сказать, что на сегодняшний день это хаос происходит, это теневой бизнес. Это миллионы, просто миллионы. И говорить, что оленевод уж совсем бедный нельзя».

Сегодня многие умалчивают, что поголовье кочевники увеличили ради пант. Панты уходят по очень высоким ценам, оленина же продается максимум по 230 рублей за килограмм. Причем панты кочевники срезают не только со своих животных, но и с совхозных. Это черный бизнес, в котором крутятся миллионы, и налоги не платятся.

Тундровики к сокращению поголовья относятся по-разному. Есть и такие, кто за собственными меркантильным интересами не хочет видеть масштабов проблемы, но таких единицы. Они также пасут оленей, но им не важно, что тундра умирает. Как говорится, бизнес - ничего личного. 

ИННА СОТРУЕВА, директор департамента по делам КМНС ЯНАО: «Я думаю, что есть люди, которые спекулируют этой темой. Никакие действия не будут производиться насильственными административными методами. Во всех мероприятиях будет учитываться мнение оленеводов».

Сделать оленеводство современным и доходным можно. Власти должны изучить рынок сбыта, понять, сколько нужно мяса и учесть мнения кочевников. Оленеводам нужно вспомнить законы предков - не брать больше положенного. И помнить, что тундра несправедливости не прощает. 

Марина Михедова

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер