Ямальскому месторождению Бованенково присвоен памятный знак «Первая скважина»

5 октября 2016

На Ямале геологические скважины, давшие жизнь известным во всем мире месторождениям, получают знаки отличия. Им, как заслуженным людям, вручают высокие награды – устанавливают памятные знаки «Первая скважина». Необычный проект инициировали ямальские ветераны геологии, абсолютно точно понимая значимость геологоразведки для будущего страны.

Одно из уникальных ямальских месторождений – Бованенково. Своим именем обязано геологу, чье сердце остановилось в 38 лет. По самым скромным оценкам запасы Бованенковского превышают 4,5 триллиона кубометров газа. Ровно 45 лет назад здесь была пробурена поисковая скважина №51. Памятный знак – не просто подарок к юбилею, это дань уважения первооткрывателям. 

ДМИТРИЙ СТРАТОВ, заместитель генерального директора по перспективному развитию ООО «Газпром добыча Надым»: «Мы прилагаем все усилия, чтобы развивать, строить и увеличивать объемы добычи на Бованенково. Этот знак воспринимается, как дань памяти и уважения тем, кто открывал эти месторождения».

Вообще ямальский газ – случайность. Геология держала путь на Север. В Березово геофизики долго и трудно искали нефть. 21 сентября 1953 года поиски преподнесли сюрприз: вместо ожидаемого черного золота – мощный выброс природного газа. Это был первый сибирский газ. Построили буровую. И медленно пошли в Заполярье. Ветераны отлично помнят, как методом речной сейсморазведки исследовались тысячи километров. Как яростно спорили над картой, плакали от неудач, и цепенели от шума, рвущегося из-под земли газа. 

ВЛАДИМИР ЛЯЛИН, ветеран геологии: «Геолог - это не просто так, пошел-нашел. Его основная задача была смоделировать то, что находится глубоко под землей, уметь создать в своем образе те условия геологические, которые могли или не могли способствовать образованию этих залежей. У меня не было ни разу, чтобы я засомневался, там ли я работаю, правильно ли я сделал, вообще такого не было. Было сожаление по другому, что все это изменилось ближе к настоящему времени. Стала умирать эта профессия, а сейчас практически исчезла». 

Стаж Владимира Лялина в геологии – сорок лет. Его брал на работу сам Фарман Салманов. Его не удивишь экспедициями на пределе, на нервах. Он знает Ямал, что называется, на ощупь. С карандашом и картой исходил-изъездил тысячи километров. Кажется, он слышит, как дышит земля, и что прячет в своем чреве. Ему выпало счастье выбирать имена месторождениям. 

14 апреля 1962 года в Тазовской тундре забил первый газовый фонтан. Через 30 лет, в начале девяностых годов геология с размаху влетела в мясорубку мотовства и разрухи, отрасль фактически умерла. Десятилетия вообще ничего не открывали. Сегодня Россия в очередной раз делает ставку на Северный регион, но открытия делают люди. Нужно возрождать не только отрасль, но и профессию, уже на новом уровне. Памятные знаки скважинам – как признание заслуг тех, кто полвека назад обеспечил доходную базу страны. 

ВИКТОР КАЗАРИН,  депутат Законодательного Собрания ЯНА: «Наши первооткрыватели и первопроходцы в невыносимо сложных условиях, вы сегодня видели, как сюда добраться, отсутствовала вообще инфраструктура, но Карская экспедиция, геологоразведчики свое дело сделали».

От ямальской столицы до уникального Крузенштерновкого месторождения три часа лету. Трудно представить, как сорок лет назад сюда шла буровая бригада Карской экспедиции «Главтюменьгеологии».

НАИЛЬ ГИНИЯТУЛЛИН, заместитель генерального директора ООО «Газпром геологоразведка»: «Скважина № 24 является первооткрывательницей Крузенштерновского месторождения. Огромное и уникальное, часть его лежит на берегу, а часть уходит в залив». 

Месторождение уникально и по местоположению, и по величине, и по технологиям, которые планируют применять для его разработки. Запасы огромны – свыше полутора триллионов кубометров газа. Чтобы их достать, планируют построить намывной остров, с которого будут вести бурение. И это уже не кажется полетом в другую галактику. 

ЮЛИЯ ЧЕБОТАРЁВА, директор департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО: «Любой шаг геолога – это шаг в будущее. Это представители такой мужественной, уникальной профессии, которая дала толчок развития не только Ямала, нашего газового центра, но и России в целом».

Ямал хранит 290 миллионов тонн российской нефти, 70 процентов общенациональных разведанных запасов газа. Работают 58 нефтегазовых предприятий, среди которых гиганты – «Газпром», «Газпром нефть», «Лукойл», «Роснефть», «Новатэк». Героическая эпопея освоения кладовых Севера превратила Ямал из гигантского белого пятна на карте в регион, мощь которого позволяет России вести независимую геополитику. А за всем этим простой геолог – романтик с железной волей, характером, умом и желанием работать.

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер